В 2011 году Великий пост начнется 7 марта
Пресс-служба Хабаровской епархии05.03.2011
Великий пост в этом году начинается 7 марта. Великий пост – это время, когда Церковь вновь и вновь призывает нас к покаянию и спасению, призывает задуматься о своей жизни, увидеть свои недостатки и с Божией помощью исправить их. Без этого человек не сможет в полноте вкусить великую радость Воскресения Христова.
Пост – это время покаяния и изменения к лучшему. Приходя на богослужения в пост, мы видим, как они сильно изменяются. Службы становятся продолжительнее и требуют от молящихся больших усилий, как духовных, так и физических. Совершать земные поклоны приходится чаще, а Божественная литургия – главное богослужение Православной Церкви – служится реже: даже в соборах и храмах, где богослужение в течение года совершается ежедневно, в будние дни Великого поста не служится литургия по полному чину. Мы видим, как Церковь, изменяя свой богослужебный уклад, призывает измениться и нас самих.
Накануне Великого поста, в Прощеное воскресенье, которое в этом году приходится на 6 марта, в храмах будет совершаться вечерня с чином прощения. В этот день христиане испрашивают прощения у всех своих знакомых. Великий пост – время усиленной борьбы с грехом. Но мы сможем получить от Бога прощение наших согрешений, только если и сами простим других. Во время Божественной литургии на Прощеное воскресенье в православных храмах читается отрывок из Евангелия от Матфея, в котором мы слышим нашего Спасителя: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15). Эти слова Христа – призыв всем верующим в него о прощении обид, поэтому христиане стремятся, собравшись в святой храм в этот день, искренне и от всего сердца простить друг другу прегрешения, забыть всякие обиды, всякие поношения и огорчения, которые часто происходят в нашей жизни.
В церковном календаре у Прощеного воскресенья есть еще и другое название: «Воспоминание Адамова изгнания». Устанавливая накануне поста воспоминание об изгнании первозданного Адама из рая, Церковь учит нас, насколько полезно лекарство поста для людей. Адам однажды не сохранил поста, и его невоздержание привело к разлучению людей от Бога. Соблюдая пост, телесный и духовный, христиане могут стать соучастниками Воскресения Спасителя.
В первую седмицу Великого поста в храмах за богослужением читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Он разделён на четыре части и прочитывается в первые четыре дня поста. Чтение канона в начале Великого поста помогает верующему молитвенно настроится на предстоящий постнический подвиг.
Преподобный Андрей Критский в своем творении излагает те истины христианской веры, которые непосредственно касаются нашего спасения. Через весь Великий канон проходит одна тема: «Господи, я согрешил больше всех людей, я один согрешил перед Тобой, но помилуй и будь милосерден ко мне грешному». Тропари Великого канона говорят о преступлении первозданного Адама, о милости Божией к падшему человеку, об обетованиях Божиих и о пророчествах о спасении, о Боговоплощении и Искуплении, и о плодах покаяния в Церкви Христовой. К концу канона покаянная тема смягчается, появляются строки, повествующие о новозаветном времени. Главной целью покаянного канона является содействие нашему спасению.