Письмо из прошлого
Анастасия Тинина22.06.2020
Не так давно Информационному отделу Хабаровской епархии посчастливилось получить оцифрованные выпуски «Камчатских епархиальных ведомостей» за 1894 год. «Камчатские епархиальные ведомости» – официальное издание Камчатской епархии, выходившее в Благовещенске при семинарии с 1894 по 1899 г. с периодичностью 2 раза в месяц. Инициатором издания был Камчатский епископ Макарий (Дарский).
После разделения Камчатской епархии на Благовещенскую и Владивостокскую с мая 1899 г. в Благовещенске издавались «Благовещенские епархиальные ведомости», продолжившие нумерацию «К. е. в.», а с 1903 г. во Владивостоке – «Владивостокские епархиальные ведомости».
Издание содержит значительный объем информации о церковно- и священнослужителях, сведения об их назначении на места, рукоположении, перемещении, награждении, увольнении за штат, смерти. Публиковались также списки выпускников епархиальной семинарии и духовных училищ, учителей церковно-приходских школ; сведения о наиболее ярких событиях епархиальной жизни, историко-статистические описания храмов. В ведомостях размещались и тексты проповедей, выступлений, статьи священнослужителей.
Каждый номер состоял из официального и неофициального отделов, с раздельной нумерацией. В официальном отделе печатались Высочайшие манифесты, определения и указы Синода, обер-прокурора, распоряжения епархиального начальства, объявления «От правления Благовещенской Духовной Семинарии», постановления и отчеты училищного совета, выписки из журнала духовной консистории, известия о присоединении к Православию и др. В неофициальной части печатались проповеди местного духовенства, оригинальные и заимствованные из других журналов статьи, объявления и письма в редакцию.
Одно из таких писем привлекло внимание нашей редакции. Ведь оно касается одного из старейших хабаровских храмов – Иннокентьевской церкви.
Письмо в редакцию.
Осенью 1893 года, для поднятия нравственности в среде нижних чинов вверенной мне батареи, мне пришла мысль обратиться к Настоятелю Хабаровской Иннокентьевской церкви о назначении священника для ведения духовно-нравственных бесед со всею массою нижних чинов батареи, конечно за исключением принадлежащих к магометанскому и иудейскому исповеданиям. За невозможностью назначить священника, которых в Хабаровске три и те преподают Закон Божий в различных учебных заведениях и исполняют требы, отец протоиерей А. Протодиаконов ограничился назначением в батарею диакона Ларионова.
Теперь, по окончании зимних занятий, мне остается засвидетельствовать протоиерею А. Протодиаконову искреннюю благодарность за отзывчивость к нуждам вверенной мне части и отцу диакону Ларионову за очевидную пользу, принесенную им православным воинам, которые на глазах моих весьма охотно посещали беседы и как бы обновились; доказательством чему может служить тот факт, что канонир Григорий Квашнин, раскольник, не исповедовавшийся и не принимавший св. причастия в течении трех лет состояния его на военной службе, убедительно просил меня разрешить поговеть ему в этом году.
Дай Бог, чтобы и в следующие годы наши духовные пастыри не оставляли пребывающих во тьме своих духовных чад и помогали нам, войсковым начальникам, вырабатывать истинных защитников веры православной и верных слуг Царю и Отечеству.
Команд. Батареи, Подполковник Стерлигов.
28 марта 1894 г.
г. Хабаровск
Помощь со стороны военного духовенства, именно об этом идет речь в письме, укрепляла дух и настрой военных начиная с самых древних времен истории России. В сентябре 1380 года преподобный Сергий Радонежский — основатель и игумен Троице-Сергиевского монастыря - благословил святого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву и дал ему в войско на битву с Мамаем двух монахов Пересвета и Ослябю.
Назначения священнослужителей к формированиям в России документированы XVII веком. В 1679 году в царствование Федора Алексеевича в Разрядных книгах имеются упоминания назначения священников в полки, так Царь предписывал Патриаршему приказу назначить священников и «отписать в разряд к дьякам о священнике, дьяконе и количестве церковной утвари, отправленных в полк».
С 1797 г. представителей духовенства указами императора за особые заслуги стали награждать орденами. Военные священнослужители получали ордена святой Анны, святого равноапостольного князя Владимира, святого Георгия и золотые наперсные кресты на георгиевской ленте. Две последние награды вручались только за военные отличия. В 1855 г. военное духовенство получило право к орденам, пожалованным за отличия в боевой обстановке, присоединять мечи, что раньше было привилегией офицеров.
В 1800 году введена должность полевого обер-священника. В этом же году 1 июня для комплектования военного духовенства по инициативе обер-священника Озерецковского была учреждена Армейская семинария.
Также была разработана и утверждена Инструкция обязанностей военного священника на поле боя и в тылу. Инструкция определяла место и род занятий всем категориям военных священников.
В современной России возрождается традиционная для русской армии деятельность православных священнослужителей в войсках. С начала 1990-х гг. Русская Церковь вновь начала окормлять военнослужащих. В 2009 году было принято решение о воссоздании в Вооружённых Силах России института военного духовенства. Современная армия всецело поощряет распространение веры среди солдат. Даже атеистическое командование признает, что вера поднимает боевой дух, придает сил солдатам, что позитивно отражается на службе. Сегодня при многих войсковых частях действуют специальные передвижные храмы, введены должности командира по работе с верующими военнослужащими – капелланы. В Хабаровской епархии семь священников-капелланов: протоиерей Евгений Колупаев, протоиерей Олег Разумов, иерей Андрей Мешков, иерей Стахий Вертилецкий, иерей Андрей Конев, иерей Андрей Дидур, иерей Сергий Усков.
Батюшки совершают Таинства Крещения, Исповеди, Причастия. Помогают бойцам в личных беседах. А еще проводят занятия на духовно-нравственные, патриотические темы. Говорят о правонарушениях земных и законах духовных, о святых воинах.
Особенно востребована тема семьи: новобранцев интересует выбор девушки, которая сможет дождаться, офицеров - воспитание детей: ведь отцы так много времени проводят на службе. Так, у военных сейчас есть запрос на Воскресные школы для детей бойцов.
Сейчас капелланы служат в 80% военных подразделений Хабаровского края. Опыт показывает: там, где батюшки много молятся и трудятся, жизнь меняется к лучшему. А письмо из прошлого от командира батареи подполковника Стерлигова от 28 марта 1894 г. яркое подтверждение тому, что вера – это компас для солдата, и, имея ясный курс, ты никогда не собьёшься с Пути.