Журнал
Русская Православная Церковь: итоги 20-летия религиозной свободы. Часть 1
«20-летие», конечно, условная дата. Что считать отправной точкой? Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г.? На Поместном соборе 1988 г. был принят новый Устав РПЦ, однако условий его исполнения еще не было. Некоторый положительный сдвиг в отношении государства, ставшего во времена «перестройки» на путь либерализма, к РПЦ произошел, но только внешний. Скорее, нужно говорить о знаменательном факте, каким стало избрание Поместным собором 1990 г. Патриарха Алексия II, а также принятие союзного закона «О свободе совести и религиозных организациях» (1 окт. 1990 г.), российского закона «О свободе вероисповеданий» и вслед за этим упразднение в 1991 г. Совета по делам религии. Именно тогда в РФ был окончательно прекращен тотальный контроль над религиозными объединениями.Напомню известный факт. В конце 1985 года управляющий делами Патриархии митрополит Алексий (Ридигер) направил М. С. Горбачеву письмо, в котором поставил вопрос о пересмотре законодательства...
Рецензия на анимационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
Сразу хотелось бы отметить, что этот мультфильм мне, православному священнику, а также моим чадам, понравился. Но для нас в этом фильме открылось много такого, чего нам не хотелось бы увидеть в следующих сериях. Если этот фильм является плодом частного воображения и частного финансирования, то спрос с него невелик: интересно - и ладно, выгодно - и хорошо. Но если в фильм вложены государственные деньги, под государственный же заказ, то позвольте высказать на этот счет мнение верующего человека, священника, отца большой семьи, добропорядочного налогоплательщика и патриота своей Родины.Сначала - только о хорошем. Великолепнейший план постановки. Изумительное мастерство рисунка и компьютерного моделирования и т.д.; одним словом, красота, да и только. Фильм воспринимается приятно для глаза и для слуха. Но…
В Хабаровске на Богоявление состоялся крестный ход
ХАБАРОВСК. 19 декабря в 10:00 утра в поселке Красная речка от дома культуры до иордани, вырубленной накануне, состоялся традиционный крестный ход. Настоятель храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца протоиерей Сергий Мещеряков совершил чин Великого освящения воды.
По словам протоиерея Сергия, в поселке всегда много желающих искупаться на Крещение.
Просвещение душ и телес
Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф 3. 13-17; Мк 1. 9-11; Лк 3. 21-22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тме и сени смертней (Мф 4. 16) и спасти по благодати падший человеческий род.В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.
В Крещенский Сочельник архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк совершил торжественное богослужение
ХАБАРОВСК. Сегодня, в Крещенский Сочельник, во всех храмах города прошли торжественные богослужения.
В соборе Рождества Христова, архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк отслужил Царские Часы и Вечерню Богоявления в сослужении клириков собора.
Спор-площадка. Как не превратить спор в ругань
Заведующий кафедрой языкознания филологического факультета МГУ профессор МГУ и Московской духовной академии А.А. Волков по просьбе редакции портала «Православие и мир» сформулировал основные правила ведения интернет-дискуссий:
Первое: не дискутировать, если в этом нет необходимости. Дискутировать только тогда, когда это действительно необходимо, когда игра стоит свеч.
Второе: дискутировать только о том, что вы знаете, о том же, чего вы не знаете, дискутировать и даже просто высказываться не следует.
Третье: слушать то, что говорит ваш оппонент.
Четвертое: из того, что говорит ваш собеседник, нужно извлекать, в первую очередь, позитивную информацию. Никогда не нужно стремиться к дискуссии ради дискуссии. Вам что-то сказали, постарайтесь извлечь из этого позитивную информацию, если нет необходимости, то о негативной информации говорить и не надо.
Шанс выжить в тяжелых условиях
Когда человек исчерпал уже все свои резервы и, казалось, надежда ушла из души, оставляя тоску и печаль, всегда остается последний вариант – обратится к Тому, Кто никогда не отвернется от человека, не забудет его, но как любящий Отец всегда будет ждать возвращения (обращения) Своего блудного сына, Тому, Кто по Своей безмерной любви к человеку готов простить ему любые долги, Тому, Кто по Своему неизреченному милосердию пришел в этот бренный мир, чтобы пострадать за человека, взяв на Себя его грехи, и умереть, чтобы даровать человеку жизнь – к Богу!
На солнце сияют кресты – символ победы жизни над смертью. Это новый храм с любовью и заботой (хоть и не без искушений) созданный умелыми руками заключенных. Ведь для каждого из них это шанс. Это шанс выжить в тяжелых условиях, это шанс добрым делом хоть немного исправить содеянное зло, это шанс, обдумав и переосмыслив жизнь – в покаянии перед Богом, горячими слезами смыть свои грехи и заслужить прощение...
Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк посетил Комсомольское благочиние
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ. С 12 по 15 января архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк, с традиционным архипастырским визитом, посетил Комсомольское-на-Амуре благочиние.
Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке в 30-40-е годы XX века
События 1917 года в России и массовая эмиграция в страны Восточной Азии (по некоторым оценкам в Китай — до 500 ООО беженцев) привели к существенным изменениям в церковной жизни Китая, Кореи и Японии. В Китае нашли пристанище сразу несколько архиереев, прибывших из Забайкалья и с Дальнего Востока. Стремление к упорядочению церковной жизни в условиях оторванности от Московской церковной власти привело к образованию в 1921 году Пекинской и Харбинской епархий, находившихся в ведении Зарубежного Архиерейского Синода.С канонической точки зрения образование этих епархий невозможно признать законным деянием. Ярче всего это можно проиллюстрировать многочисленными нарушениями при создании Харбинской епархии. Храмы на территории Северо-Восточного Китая с 1907 года находились в ведении Владивостокской епархии. К 1921 году связи между Владивостоком и Харбином оставались достаточно активными...
Рождественское послание архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина
Пресвятая Дева Мария «родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что им не было места в гостинице» (Лк. 2:7). Смотрите, возлюбленные мои, как в Пресвятой Деве, побеждаются человеческие законы естества. И зачатие Христа без семени, и чадоношение во утробе без тягости, и рождение без болезни. Рождает Сына Своего без посторонней помощи, сама своими пречистыми руками пеленает божественного дитя, сама полагает его в ясли, потому что в гостинице им не было места. Так родился Спаситель мира! В такой нищете и бедности! Наш Творец и Господь неба и земли рождается вне дома матери своей. Имея своим престолом небо, а подножием — землю, ему не было места в гостинице, а только в чужой пастушеской пещерке. Нежное младенческое тело его согревали простые пелены и дыхание бессловесных животных. Так, пришедший спасти нас Единородный Сын Божий, «будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9).Воспоминания воспитанника Якутского духовного училища
Кандидат богословия Г.А. Попов, один из первых профессиональных историков Якутии, получил полный курс богословского образования: в 1905 г. окончил Якутское духовное училище, в 1911 г. - Якутскую духовную семинарию и в 1917 г. - Казанскую духовную академию. В своих «Автобиографических записках» историк подробно описывает годы учебы, особенности жизни «училищников» на рубеже ХIХ - ХХ вв.
»Якутское духовное училище было соединено с духовной серией под общим руководством ректора семинарии. До реформы курс училища проходился в шесть лет. Существовали три класса...
Христорождественский собор г. Хабаровска
Хабаровский Христорождественский собор – один из смысловых центров истории всего российского Дальнего Востока. Этому храму, одному из сотен построенных Фондом имени Александра III храмов (подавляющее большинство которых, наверно, были уничтожены в годы советской власти), выпала особая судьба – быть средоточием духовной жизни в регионе, который своими размерами занимал площадь большую, чем территория Европы. И сейчас для всех православных хабаровчан и приамурцев хабаровский собор Рождества Христова является чем-то большим, чем обычный храм. Он и сейчас – центр духовной жизни края. И придя сюда, любой человек, верующий или нет, будет чувствовать дыхание истории, которая сделала его единственным островком духовности в море безверия площадью в миллионы квадратных километров.