«Немузейное» Православие
Информационный отдел Хабаровской епархии. Фото: иерей Роман Никитин09.06.2011
В приёмной архиепископа Хабаровского и Приамурского Игнатия, традиционно людно – одни посетители, сменяют других. В этот раз рассматривается вопрос строительства, аж трёх храмов! После общения с владыкой, инициаторы строительства охотно делятся своими идеями.
Казаков Олег Владимирович, директор Некоммерческого Партнерства «Беловодье»
- Ваша организация является инициатором строительства храма в будущем православном крестьянском поселении «Беловодье». А скажите, люди возглавляющие партнёрство, являются верующими, воцерковленными? Что побудило Вас строить храм?
- Мы, конечно же, люди верующие. Но наше воцерковление, как людей, пришедших к вере уже в зрелом возрасте, идет не так быстро, как хотелось бы. Мы вместе к этому стремимся и считаем, что строительство храма на нашей территории как раз ускорит этот процесс.- Это принципиальное решение, что храм должен быть в поселении?
- Да, это принципиально было решено. Путь к проекту «Русская православная деревня» был достаточно тяжел и долог, и можно сказать - что-то мешало проекту продвигаться изначально, до тех пор, пока мы не пришли к основополагающему решению, что любое доброе дело должно начинаться с храма. Только с Божьей помощью мы сможем воплотить этот проект в жизнь, так, чтобы и после нашей смерти поселок существовал в том виде, в котором он был задуман. Чтобы он не исчез, не превратился в загородный котеджный поселок, чтобы не была разрушена сама идея.
- Вы понимаете, что построить храм – это только полдела? Ведь важно, чтобы он стал не просто украшением поселения, а чтобы он стал центром духовной жизни селян.
- Интересно, что после того, как мы в 2008 г. приняли решение и установили крест на месте строительства храма, фактически каждый год стали происходить события, которые начали приводить людей к вере. Мы поняли, что решение, которое было принято – правильное, и мы, на правильном пути.
Каждый год на территории будущего поселения прибавляется верующих. Каждый год в речке возле будущего храма крестятся по 14-15 человек. Мы устраиваем праздник в день крещения.Что касается прихожан будущего нашего храма в честь новомученицы Екатерины Арской, то в поселении планируется устроить до 6о крестьянских семей. Кроме того, будут ещё семьи ремесленников, которые будут жить на меньших участках, так как будут работать в мастерских и на предприятиях, расположенных на территории поселения: в туристическом комплексе, на конном дворе, в обработке плодово-ягодной продукции, производство рулонных газонов, лесопитомнике. Помимо того, мы планируем, что по праздничным и выходным дням в город будут ходить наши автобусы, и на праздничных богослужениях в храм будут приезжать жители Красной речки, из поселка Корсаково и т.д. Планируется, что храм будет вмещать до 200 человек.
- Значит, у вас должен быть постоянный священнослужитель?
- Мы надеемся, что со временем появится постоянный батюшка.
- Знаю, что была идея устроить на вашей территории мужской монастырь.
- Территория позволяет, мы не будем против. Монастырь – это великое дело. По молитвам и трудам монахов, гораздо больше можно дел сделать.
- Скажите, а за чей счет осуществляется строительство храма?
- За счет добровольных пожертвований. Когда было принято решение архиепископом Марком, залить фундамент, это решение для нас оказалось неожиданным. Мы не планировали, но нужно было что-то делать. Не было денег. Решили помолиться, обзвонили всех священников. В итоге, появились и спонсоры, появились - и деньги и люди. С Божьей помощью к приезду владыки все было готово.
Что касается сегодняшней ситуации, то мы очень рады, что принято решение вернуться к деревянному храму. Мы видим поддержку нового владыки. Мы разрабатывали проект храма 1,5 года, и владыка Игнатий сразу сердцем принял нашу задумку, это было видно.
- Скажите, почему вы решили назвать храм в честь новомученицы Екатерины Арской?
- Это получилось по совету священника. Решили, что новомученикам двадцатого столетия незаслуженно мало уделяется внимания: кто им молится - мы не знаем, кто обращает свои молитвы – неизвестно, помнят ли он них вообще. Поэтому мы обратились к знакомому священнослужителю за советом и из предложенного перечня остановились именно на Екатерине Арской. Потому что это имя было нам как-то ближе, ведь в самом начале идеи основания храма и поселения, была Екатерина Казакова – моя супруга.
Мы подробно изучили историю новомученицы Екатерины, ее житие, были на месте ее расстрела и возможного захоронения (ее мощи еще не обретены) в г. Боровичи Тверской области, в Боголюбовом монастыре.
- Давно Вы занимаетесь проектом создания поселения?
- Мы с женой занимаемся этим проектом уже больше 9 лет. Мы много ездили по России и в дальнем зарубежье , изучали строительство, не конкретно православных поселений, а просто обособленных поселений, в том числе и экологических. Всё должно быть в комплексе. Совсем строить отдельно от людей нельзя. Все должно быть взаимосвязано и вызывать интерес. Пришли к выводу, что развивать этот проект на общественных началах нам поможет только духовное единство людей, то есть вера.
- Есть такое понятие - «музейное» Православие. То есть, когда делается акцент на внешнее – красивой архитектуре храма и внутреннего интерьера, когда храм воспринимается не как «оболочка» прихода, а как музей, туристический центр. Это не ваш путь?
- Это не наш путь. Как раз от музейного подхода мы избавляемся и в части храма. Церковь - не как украшение территории, это место для духовного сплочения, чтобы люди не разбегались. Чтобы на это место приезжали те люди, которым близко наше дело по духу. Вот поэтому нам и нужно священство, не может директор Некоммерческого Партнерства заниматься духовной составляющей.
Что касается ремесленников, то они у нас не музейщики, не на выставку работают. Они у нас живут, производят и люди, которые интересуются их продукцией, приезжают к ним сами, а не наоборот. Все их изделия используются в быту.
Архитектор Светлана Семеновна Вялкина - автор проектов нескольких православных храмов.
- Светлана Семёновна, как начиналось проектирование храма св.Екатерины?
- Начиналось все с того, что заказчик выдал мне задание на деревянный храм и я этот образ очень долго искала, было сделано много вариантов и, в конце концов, мы определились. Но, к сожалению, по поводу деревянного храма были высказаны сомнения, насколько пожаробезопасна местность где будет строится церковь.
Было принято решение перейти на каменный. Я начала прорабатывать проект каменного храма. Но на совещании по фермерскому хозяйству возник вопрос все-таки вернуться к изначальному храму в деревянном варианте, поскольку вся задумка фермерских хозяйств предполагается тоже в деревянном исполнении, т.е. избы, административные, общественные здания, мастерские – все это будет в дереве. Вернулись в итоге к деревянному варианту, и теперь я снова продолжаю наработку по деревянному храму.
- Скажите, пожалуйста, я вижу у вас эскизы других храмов, которые должны быть построены: в Аяне и в Амурске.
В Аяне – это проект нескольких лет: выполнены рабочие чертежи, уже завезены материалы и начинается строительство. Много, конечно трудностей в связи с этим, но думаю, что мы их преодолеем.
Храм преп.Серафима Саровского в Амурске – это тоже мое задание. Первоначально задуман он был в краснокирпичном исполнении, и получил несколько суровый образ в связи с материалом. Но прошло время, шли поиски трансформации этого варианта и теперь уже мы снова возвращаемся к первоначальному варианту , перешли на белоснежный материал.
- Судя по той интенсивности храмостроительства, которое осуществляется в Хабаровской епархии, это не последний ваш проект, как вы думаете?
- Будем надеяться, потому что задумок очень много.
Беседовал иерей Роман Никитин