Неделя о расслабленном
Иеромонах Ефрем (Просянок)07.05.2009
В третье воскресенье после Пасхи за Богослужением в православных храмах читается евангельский отрывок об исцелении Господом Иисусом Христом расслабленного человека. Этот человек очень долго болел – тридцать восемь лет своей жизни он пролежал больной в месте, где вокруг него лежало множество других больных. Евангелие их описывает тремя словами: слепые, хромые, сухие. Место пребывания больных было у Овчей купели (купальни), где иногда совершались исцеления тех, кто входил в воду после ее движения, совершавшегося Ангелом. Человек, который первым после движения воды спускался в купальню, получал исцеление. И расслабленный не имел за этот долгий срок человека, который мог бы погрузить его в целительные воды чудесного источника. В ответ на вопрос Христа «Хочешь ли быть здоров?» несчастный горько жаловался на свое одиночество и говорил: «Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я туда прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5, 7). И вот, сам Господь совершает исцеление безнадежного больного, повелевая ему: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5, 8). А немного позже, встретив этого человека в храме, Христос сказал ему: «Вот ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5, 14).
Обратим внимание на три черты сегодняшнего Евангельского чтения. Первое – как страшно слышать, что человек тридцать восемь лет был в крайней нужде, разбитый телесной болезнью, сломанный, и никого не нашлось, кто бы его пожалел, кто бы ему помог... И то, что случилось с этим человеком, в наше время случается с миллионами других людей: потому что мы холодны сердцем, потому что нам нет дела до того, что другие страдают болезнью, находятся в отчаянии душевном, ищут и не могут найти своего пути в жизни, в конечном итоге – Живого Бога. И потому, что мы так холодны, миллионы людей остаются во тьме и в холоде, в одиночестве и в ужасе.
И вторая черта нынешнего Евангелия относится именно к этому: кто из нас может сказать, что когда он чего-то желал, о чем-то мечтал, чего-то добивался и стоял рядом с ним другой человек, который был в той же нужде – но дольше, но больше; и кто из нас пожертвовал собой, отступил в сторону и сказал: Ты пройди первым, ты будь первыми – а я подожду.
И третье. Христос говорит этому человеку: «Смотри, берегись, не согрешай больше, иначе хуже будет еще, чем ты пережил». Грех, конечно, выражается словами, мыслями, поступками, волеизъявлением; но в основе грех – это отрыв от Бога, потому что Бог является как бы ключом нашей цельности. Если мы от Него отрываемся, то мы теряем самую возможность быть целыми. И отрываемся мы каждый раз, когда по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком. Он нам показал путь. Он нас предупредил о том, что мы не сделали Ему то, чего мы не сделали кому бы то ни было из наших ближних; и наоборот, если мы что-либо сделали для ближнего нашего, мы Ему это сделали, потому что когда что-нибудь доброе сделано для любимого человека, то любящий никогда этого не забудет.
Как еще относится к каждому из нас евангельский эпизод о расслабленном? Можно сказать, Христос ставит каждому вопрос: «А хочешь ли ты исцелиться? Слепой, глухой, иссохший духовно – хочешь ли жизни?» И если мы можем ответить: «Да, хочу!», то Христос не говорит нам: «Жди же теперь, чтобы закипели воды, чтобы сошла сила». Он нам говорит: «В таком случае, встань и ходи! Встань и иди туда, куда тебя влечет благодать, встань сам, встань верой, встань убеждением, порывом, не жди, чтобы тебя подняли». Как часто бывает, мы чувствуем, что могли бы это сделать, сделать то, о чем молимся, но не делаем этого, а хотим, чтобы Бог делал за нас. И Господь не делает этого, потому что Он нам дает любую силу, чтобы совершить свой земной путь, но, как заметил митрополит Сурожский Антоний, за нас Он жить не может: за нас Он смог только умереть.
«Хочешь ли ты исцелиться?» – это вопрос, который мы должны поставить себе сами. Да, я прошу исцеления, да, я хотел бы, чтобы со мной случилось чудо, – но готов ли я для чуда, готов ли я чудо взыскать и принять? Тут вспоминается книга блаженного Августина «Исповедь», который говорит в ней о себе самом. Сознавая свою греховную жизнь, сознавая, что он гибнет, святой долго молился Богу такими словами: «Господи, дай мне целомудрие – но только не сейчас!» И разве мы, молящиеся Богу о том, чтобы стать нам людьми евангельскими, живыми, Божиими, не повторяем постоянно подобной молитвы? Мы часто просим: «Сделай это, Господи, – но дай мне еще время пожить по моей воле, а не по Твоей, так как Я хочу, независимо от Твоей воли».
Но многим и многим людям удавалось построить свою жизнь в полном согласии с волей Бога, то есть по заповедям, многие достигли святости, шествуя по жизни таким путем. И, конечно, многие из нас могут по личному опыту свидетельствовать о том, что исполнять заповеди Бога, то есть не грешить – это залог поистине счастливой жизни.
Итак, в течение этой недели, которая началась чтением евангельского отрывка об исцелении расслабленного, поставим перед собой вопрос о том, в чем немощь каждого из нас? Чем я парализован? Какой частью души? Что внесло этот паралич, это оцепенение в мою душу? И… отделаемся от этого с помощью Христа, с помощью любящих нас людей, собрав все свои силы. И спросим себя: кто около меня нуждается в той помощи, о которой я мечтаю, без которой я жить не могу? Не ожидая ничего, не ожидая, чтобы я сам стал живым, – попробую дать другому ту помощь, которая ему поможет ожить. Подарите радость себе и всем своим близким!
Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 9 мая 2009г.