Молодёжка по средам: три закваски
Отдел по работе с молодежью Хабаровской епархии.12.05.2012
«А Он заповедовал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой» (Мк. 8:15)». Именно этой главной мысли из отрывка Евангелия от Марка 8:14-22 были посвящены наши очередные Евангельские беседы. Находим параллельное место. В Евангелии от Матфея 16:6 написано: «Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».
Что значит закваска фарисейская, закваска Иродова и саддукейская? И почему следует их оберегаться?
Для этого мы разобрали – кто такие иродиане, фарисеи, саддукеи, какие качества им присущи. И, благодаря этому, выделили 3 основных качества душевного уклада (мировоззрения), которые характеризуют эти «закваски».
Иродианам присуща забота о сытой и благополучной жизни, поэтому мы выделили такое их отличительное качество, как СЕБЯЛЮБИЕ. А это - порок сердца. В то время как христианская жизнь должна строится на служении ближним. Святитель Василий Кинешемский пишет: «Карьера, высокое положение, удобства и роскошь жизни — это было для них все. Ни о чем другом они не заботились. Требования религии, интересы общественной жизни, страдания родного народа их волновали очень мало».
Конечно, Церковь не призывает нас не иметь дом, семью, ходить в рваной одежде, голодать. Важен вектор (направление) нашей жизни. Можно жить в достатке, но заботиться о людях – о ближних, родных, нуждающихся. «Чтобы быть достойным Господа, надо забыть, потерять себя и отрешиться от всего. Человек, дорожащий своими удобствами и не желающий ничем пожертвовать для ближних, в Царство Божие войти не может» (Святитель Василий Кинешемский).
Говоря о саддукеях, мы выявили, что они реалисты, полагающиеся только на свои знания. Они, отрицали бессмертие души и воскресение мертвых, не верили в существование ангелов и духов. Т.е. не верили в то, что не знали и не могли познать, понять. Отсюда вытекают такие качества души как скептицизм, материализм, и главное – ВЫСОКОМЕРИЕ УМА, умственная гордость.
Обычно, такие люди считают свои мысли и идеи самыми хорошими и правильными, потому, что это именно их мысли, а они не могут быть плохими. «Диавол искусно этим пользуется и, внушая дурные мысли и желания, которые гордый человек принимает за собственные, заставляет его делать с рабской покорностью все, что угодно искусителю, хотя человек все время уверен, что творит только свою волю, и добивается ее исполнения нередко с упорством и фанатизмом. Эти слепые люди, не понимающие, что их ведут на поводу, — лучшие слуги диавола» (Святитель Василий Кинешемский).
Мы должны помнить, что враг воюет против нашего ума. Должны вести себя так, чтобы диавол не придумал, как нас искусить. Проверять свои мысли нужно сообразно Евангелию, советоваться с духовником, священнослужителями. Закваска саддукейская есть порок мысли, мешающий нам соединиться с Господом.
Когда речь заходит о фарисеях, то сразу вспоминаются слова Иисуса Христа: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие (Лк. 12:1).
В чем оно проявляется? Часто это чисто внешнее соблюдение религиозных обязанностей, религия становится лишь средством достижения целей, приобретения земных выгод. Деятельность носит показной характер.
Плодом лицемерия является ДУХОВНАЯ ЛЕНЬ. «Дело в том, что искреннее служение Богу и устроение своего спасения требует постоянной работы над собой и непрерывного напряжения духа. Это всегда представляет большую трудность, и потому неудивительно, что у людей, духовно небрежных или ленивых, начинает постепенно подменяться чисто внешним исполнением религиозных обязанностей, без внутреннего душевного участия, что несравненно легче. Человек, как лукавый наемник, начинает обманывать Бога, принося Ему в дар вместо золота душевных настроений и любви показную мишуру телесных подвигов и ритуального служения» (Святитель Василий Кинешемский).
Все три закваски в той или иной мере присутствуют в человеке. Господь предостерегает нас от них, потому что это одни из самых опасных пороков – пороки сердца, ума и воли, которые грозят нам крушением нашего спасения.