Хабаровск православный Журнал Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: «Пастырское настроение» - главный фактор, определяющий формирование будущего священника

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: «Пастырское настроение» - главный фактор, определяющий формирование будущего священника

Алексей Реутский ("Церковный вестник")

24.01.2015

В рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась секция  «Пастырская психология: подготовка будущих священнослужителей», на которой участники форума обсудили основы подготовки будущих пастырей.

Можно ли разработать единую, универсальную, систему обучения, готовящую православных пастырей, отвечающую необходимым требованиям современности и учитывающую разный менталитет, разные культуры, разные условия, в которых живет 160-ти миллионная паства  Русской Православной Церкви. Что должно лежать в основе этой системы, каковы ее главные критерии? На этот вопрос ответил в своей диссертации к.психолог. наук, митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Об этом архиерей рассказал в своем докладе ««Модель акмеологического развития пастыря».

Ознакомившись с разными направлениями психологии, митрополит Игнатий остановился на акмеологии - области психологии, которая занимается изучением человека на вершине его развития, когда он раскрыл все свои способности: профессиональные личные и индивидуальные. «Акмеология  обладает методологией, которая рассматривает движение человека к совершенству, этапы этого движения, закономерности и условия, как искать факторы, этому способствующие и хорошо подходит для наших исследований», - отметил митрополит Игнатий. Ему пришлось переработать значительный объем литературы, чтобы собрать весь духовный опыт, накопленный православной патрологией в вопросе воспитания пастырей. В итоге, нашлось только четыре автора, освещающих данную тему в педагогических и психологических терминах. «Подробное рассмотрение учения о пастырстве, изложенное в Евангелии и посланиях св.апостола Павла изложено у митрополита Антония Храповицкого, епископа Вениамин Милова, прот.Григорий Шабельского и митрополита Антония Сурожского», - сказал докладчик.

Но для начала нужно определиться, какими качествами должен обладать идеальный пастырь, что он должен уметь делать. Такой «пастырский функционал» составил протоиерей Павел Великанов, он содержит более 130 компетенций. Все они систематизированы по разделам, включающих подпункты. Например, раздел «совершение богослужение» подразумевает умение молиться, совершать священнодействия в соответствии с Уставом и Преданием Церкви, возглашать, читать и петь за богослужением. Раздел «проповедь» включает в себя умение преподносить слово проповеди ясно (артикуляция и дикция), доходчиво (смысл и содержание) и убедительно (риторика), использовать  Священное Писание, богословские и светские науки, объяснять богословское и символическое содержание богослужения и правила его совершения. Есть такие разделы как «владение современными средствами коммуникации», «создание деятельной приходской общины», «организация и поддержание правовой», «финансово-экономической и хозяйственной деятельности прихода» и многое другое.

Но существует ли основное, высшее качество, к которому должен стремиться пастырь, основной фактор, по которому можно судить, с точки зрения акмеологии, о пастырском восхождения? Некий ключ, который открывает перед пастырем возможности к быстрому усвоению всех остальных навыков и способностей, владение которыми требует от него жизнь? И можно ли как то определить – насколько эффективно человек продвигается к тому, чтобы стать настоящим пастырем? Но самое главное, на что необходимо воздействовать, что нужно воспитывать, чтобы семинарист формировался как пастырь? Такой фактор есть, и православными учеными отцами он называется «пастырское настроение».

Критерий «пастырское настроение» в свою очередь также состоит из трех компонентов: посредничество, пастырская любовь, самоотречение. Каждая из составляющих подразумевает глубокое содержание. Например, под посредничеством пастыря понимается его роль посредника между Богом и человеком. Это чувство своего посредничества должно в нем присутствовать постоянно, что выражается в предхождении (постоянном хождении в чувстве присутствия Бога, осознании того, что Христос любовью прозревает глубины твоей души). В экономии (усвоении воли Бога относительно каждого члена вверенной ему паствы, деятельность исключительно с этой волей) и самоиспытание (испытание себя Божьим судом, или евангельская оценка внешних и внутренних действий). Точно также глубоко раскрываются еще две компоненты: самоотверженная любовь (которая всегда выражается в конкретной деятельности и не может быть созерцательной) и самоотречение (смирение, исключительное служение пастве (а не себе), полное проникновение обстоятельствами пасомого и т.д.).

Митрополит Игнатий не случайно так подробно и детально исследовал эту тему. Как руководитель Хабаровской духовной семинарий, он отвественнен за воспитание будущих пастырей. Но это воспитание должно быть системным. «Учебно- воспитательный процесс - обучение, воспитание, внеурочную деятельность, послушание семинаристов, богослужения, практика- все должно быть объединено в один процесс, - говори он. – И я ставлю задачу перед нашими  педагогами – выстроить учебно-воспитательный процесс в соответствии с этим фактором – формированием «пастырского настроения». Все что мы делаем-   преподаем, воспитываем, молимся служим, на практику пастырскую идем- все должно содействовать укреплению и развитию этого фактора. А вместе с ним и развитию пастыря».

На каждом этапе исследований, изложенных в диссертационной работе, рассматривались различные группы: воцерковленная молодежь, молодые семинаристы, молодые пастыри, пастыри служащие больше десяти лет. В результате выяснилось, что такая компонента «пастырского настроения» как чувство посредничества начинает появляться только у пастырей на начальном этапе их служения, с рукоположением. Любопытно, что уровень евангельской (духовной) любви у семинаристов выше, чем у воцерковленной молодежи. «Некоторые компоненты «пастырского настроения» развиваются в начальной стадии до рукоположения, некоторые только с момента рукоположения. Однако, если человек не чувствует, что его призвал к служению Господь, идти в семинарию не стоит. Пастырство – дар Божий, который человек должен в себе осознать», - заключил митрополит Игнатий.


Митрополит, Чтения