Любите Россию! Молитесь о ней!
Андрей Бузук ( студент I курса Хабаровской духовной семинарии). Фото автора.07.05.2011
5 мая стены духовной семинарии посетил работник музея города Хабаровска, Романов Сергей Викторович. В преддверье дня великой Победы было очень интересно и полезно познакомиться с духовными основами национальной военной культуры. Встреча была необычная, так как кроме семинаристов, на встрече побывали воспитанникам интерната №2, пока не способные понять столь серьезный материал. Позже, ребята с большим интересом вживались в роль богатырей, рассматривая и примеряя, мечи и доспехи. Вся амуниция, которую представил Сергей Викторович является точной копией оружий, найденных при археологических раскопках в центральной полосе России.
И все же о главном, говоря о войне, всегда приходиться встречаться с понятиями о добре и зле. В процессе лекции Сергей Викторович пояснял глубокие христианские истины, как военное дело может служить на стороне правды и каково само учение Церкви о зле.
"Бог есть любовь, каждого любящий как если бы он был единственным. Он не оставляет человека никогда. Человек, пожелав стать самодостаточным, сам удаляется от Бога. Поступки, отлучающие человека от Творца, предки назвали грехами. Грех вводит человека в состояние вне божественной любви, которое назвали злом. В грехе изначально заложена смерть, так как вне Сущего нереальна и сама жизнь. Ведь только Творец в полном смысле «Имеющий жизнь в Себе Самом», а творение физически несамодостаточно, и жизнь вечную человеческая душа находит только в богообщении.
Зло не имеет сущности, как, например, не имеют физической сущности тьма и холод. Бывает только мало (ниже пороговой чувствительности глаза) света, мало (ниже температуры человеческого тела) тепла. Зло лишено способности творить, и «бесплодные дела тьмы» всегда обман, разрушение и искажение первоначального замысла творения. Грешная природа человека не удерживает его от впадения в грех и во зло, и человек в этом состоянии начинает деградировать.
Страдает его совесть, мораль, «глас Божий в душе человека» искажается и из вселенской и вневременной делается моралью отдельной группы лиц, связанных на время общими пристрастиями (бродяги, наркоманы, хулиганы, бандгруппы). На этом этапе и существует «мораль готтентота» (добро, если я украл корову у соседа, а зло, если сосед украл корову у меня), так как человек перестаёт различать понятия Добра и зла, чтобы руководствоваться ими.
Остатки совести уже не контролируют поступки человека относительно окружающих, из групповой мораль превратилась в индивидуальную. Это уже не мораль, врачи-психиатры XIX века называли это «нравственным помешательством».
Страдает логическое мышление. Какое значение для эгоцентрика разумны или не разумны его желания? (Кого остановило «Минздрав предупреждает»?).
Последним отмирает в человеке чувство красоты. Оно присутствует до последней стадии, даже изуродованное как “эстетика жестокости», и, видимо, это первое, что должно возродиться.
Всё это логично и неизбежно, т.к., живя ради себя, эгоист начинает жить ради получения удовольствий (другой цели для него просто не может быть), а удовольствия человек воспринимает телом. Поэтому для максимального получения удовольствия, нужно максимально освобождённое от любых ограничений тело (а совесть, разум и красота это правила, рамки и запреты на бесконтрольное проявление животных инстинктов). Кроме того, (физиология чисто по Павлову) повторяемость раздражителя вызывает привыкание, нужны всё более сильные раздражители и деградация не останавливается.
В людях зло примешивается к Добру, но они способны от плотского перейти к духовному. Грех, таким образом, это и вечное демоноуподобление. На определённом этапе падения человек неосознанно (или осознано) входит с ними в контакт и попадает под их влияние. Это выражается в том, что человек начинает получать удовольствие от хулиганства, разрушения, насилия. В конечном счёте, самым большим удовольствием становится зрелище смерти или непосредственное участие в акте умерщвления. (Это же мы наблюдаем в цивилизациях, переживающих упадок, будь это гладиаторские бои в Древнем Риме или видеодиски с записями пыток и казней в современной Америке).
Светская культура способна тормозить падение, препятствуя разрушению связей личности и общества, но это зависит отчасти от культурного багажа человека, отчасти, и от самой культуры (всякая культура национальна и кто знает, какие национальные ценности она несёт?).
Таким образом, для человека (и человеческого сообщества) есть только два пути. Если главное свойство человека - это свободная воля, и чем более он свободен, тем более человек. Первый путь - служение Творцу, путь к Богу. Самые свободные в этом случае православный монах и православный воин. Их свободный выбор не может поколебать даже физическая смерть. Это выбор реального, свободы, жизни, единства. Второй путь в противоположном направлении, это деградация, одиночество, иллюзии, рабство и смерть. Третьего не дано".
В заключении скажу ,что Сергей Викторович готовит книгу из который взят вышеупомянутый материал информация которая там собрана уникальна так как исторически и духовно выражает подлинный образ и судьбу России. В современном обществе ни кто не хочет слышать слово «патриот», погружаясь в западную потребительскую культуру, люди даже не хотят знать истории своей Родины. Лично меня тронул рассказ о нашем богатырстве, который дает понять и полюбить Россию еще больше. Даже можно сказать ,что это радость -осознавать судьбу нашей Родины, быть к ней пречестной, быть ее частью. Любите Россию, знайте ее и молитесь о ней!