«У всех на устах»
Информационный отдел Хабаровской епархии25.02.2019
Часто мы слышим или сами произносим известные выражения, значение которых не так просто понять и которые имеют довольно интересную историю своего происхождения. Об этой интересной стороне расхожих выражений мы решили рассказывать в нашей новой рубрике «У всех на устах».
Первым таким выражением стала фраза «козел отпущения», об истории происхождения которой рассказал Савелий Круглов, преподаватель церковной истории, завкафедрой церковно-практических дисциплин Хабаровской духовной семинарии.
- Сейчас мы знаем, что козёл отпущения - это метафора, которая обозначает человека, на которого возложили ответственность за какие-то действия или события, к которым он не имел отношения, или, по крайней мере, не должен был нести за них ответственность. Изначально же, козёл отпущения - это понятие, которое было не просто метафоричным, а вполне себе конкретным религиозным понятием, которое имело большое значение для людей.
Итак, происхождение данного выражения относят к древней ветхозаветной иудейской религии. В эпоху существования Иерусалимского храма у евреев существовала такая традиция: во время праздника, называвшегося Йом-Киппур, который был достаточно значимым событием в жизни иудейского общества, в храм приводили животных для принесения жертвы. Среди этих животных было два козла, и во время жертвоприношения священники по жребию выбирали одного из этих двух козлов. Оставшегося сжигали, приносили в жертву, а тот, который оставался жить, становился тем самым козлом отпущения. Священник ритуально возлагал руки на этого козла, и через это возложение символически на это несчастное животное возлагались все грехи всего израильского народа. Таким образом, этот козёл становился носителем всех грехов всего народа и брал на себя ответственность за то, чего не делал, ответственность за то, в чем он был не повинен. Более того, этого козла выводили в пустыню и там отпускали, чтобы он жил, как хочет, но было понятно, что это приводило к его гибели.
И вот этот козёл, который брал на себя грехи всего еврейского народа, становился своеобразной искупительной жертвой, он как бы вместо еврейского народа, подверженного грехам, приносил расплату за эти самые грехи.
В эпоху христианства козёл отпущения, как религиозное понятие, приобретает совершенно иное значение. Христиане уже под козлом отпущения подразумевают образ, который отсылает ко Христу-Спасителю.
Ибо именно так, в понимании христиан, сам Господь Иисус Христос принял на себя грехи всего мира, грехи всех людей и понес наказание, совершив Свою искупительную жертву уже на Кресте. Таким образом, «козёл отпущения» в христианском понимании содержит нечто благородное, возвышенное, ибо действительно, это есть, по словам Иоанна Крестителя, «Агнец, который берет на себя грехи мира».
Однако, в обиходе мы с вами привыкли совершенно к другому. Мы привыкли обращать внимание именно на внешнее, на поверхностное содержание этого выражения. Наверное, это правильно, если так сложилось в языке. Хотелось бы призвать всех: когда вы будете в следующий раз использовать выражение «козёл отпущения», задумайтесь о том, что человек, на которого вы перекладываете ответственность, не становится таким образом мучеником.
(рубрика выпущена при содействии телестудии "Благовест")