Cовершеннолетие
Иеромонах Никанор (Лепешев)13.05.2011
Ровно 18 лет назад, 12 мая 1993 г., в среду 4-й Седмицы по Пасхе, на Преполовение Пятидесятницы, в храме преп. Илариона Великого, что у врат Свято-Введенской Оптиной Пустыни, я принял Крещение.Вместе со мной в одной купели крестились известный дальневосточный боксёр и рукопашник Василий Диденко, а также хабаровский художник Степан Новиков. Первый мой крёстный брат - Василий - ныне, как и я, иерей, настоятель храма св. Александра Невского в Хабаровске, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и "главнокомандующий" молодёжного военно-патриотического клуба "Ратник". А второй - Степан - к сожалению, с головой ушел в оккультизм и "само-совершенствование", и по сей день из этого омута не выбрался.
Специально мы не подгадывали, но наше крещение пришлось на празднование памяти преп. Нектария Оптинского (в то время он ещё не был канонизирован в Московском Патриархате, но в возрождённой Оптиной негласно признавалось его прославление, совершённое Зарубежной Церковью, и неофициальное почитание во святых совершалось). По началу я не придал данному "совпадению" большого значения. Но чем дальше, тем больше ощущал особую связь именно с этим Оптинским Старцем и его явное мне покровительство.
А спустя несколько лет, я увидел его икону в машине у своего духовника (о котором - чуть ниже) и спросил: "Отче, а почему у Вас здесь образ именно преподобного Нектария?" На что тот ответил: "Ты знаешь, как-то так получается, что из всех Оптинских Старцев именно он всегда особенно помогает мне своими молитвами". Ещё одно "совпадение".
Нас троих - Василия, Степана и меня - привезла из Хабаровска в Оптину креститься наша общая крёстная - Ольга Беломызая (она же - Кира Хабарова). В прошлом известная по всему Дальнему Востоку йог и экстрасенс, она, открыв для себя Христа и Православие, стала пламенным миссионером и привела в Церковь многих своих бывших учеников и "единоверцев".
Меня Ольга "подобрала" 17-летним юношей, духовно растерянным и внутренне уже искалеченным после пяти лет занятий магией, гипнозом, экстрасенсорикой, разного рода медитациями и астральными полётами, астрологией, эзотерикой, уфологией, после прохождения через кришнаитство, тантра-йогу, а также секты Муна и Виссариона. Да, бурный и насыщенный был период поисков...
У нашей будущей крёстной в Оптиной Пустыни был духовник - иеромонах Иоанн (Ледяев). И ей очень хотелось, чтобы я и мои будущие собратья по купели с ним пообщались, чтобы нас крестил именно он, и чтобы после крещения мы какое-то время пожили в монастыре. Наша троица приняла её предложение о поездке в обитель, и это отказалось очень верным решением, буквально судьбоносным.
Приехали мы в Оптину 11 мая, встретились с о. Иоанном, который на тот момент исполнял послушание библиотекаря. С каждым из нас он провёл продолжительную беседу: катехизацию, переходящую в исповедь. А на следующее утро совершил над нами Таинства Крещения и Миропомазания. С тех пор о. Иоанн является и моим духовным отцом, за что я почти два десятка лет не устаю благодарить Бога. Сейчас он служит на Оптинском подворье в Москве, в Ясенево.
Итак, крестились мы в Оптиной Пустыни, вскоре после Пасхи 1993 г. Той самой Пасхи, на которую приняли от Воскресшего Христа мученические венцы иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим. Могилы монахов, зверски заколотых сумасшедшим сатанистом, были ещё совсем свежими, на монастырской звоннице ещё оставались следы их крови. И, конечно же, практически все разговоры с оптинской братией так или иначе сводились в итоге к воспоминаниям об отцах Василии, Ферапонте и Трофиме. Сам воздух обители был насыщен памятью недавних событий.
И для меня без лишних слов сразу стало понятно, что быть христианином означает быть воином Христовым, готовым умереть за Него, и что мученичество за Христа - величайшая честь, которой только Господь может удостоить верующего в Него человека.
А проведя несколько первых дней после крещения в монастыре, общаясь с монахами и наблюдая за их жизнью, я также сразу "намотал на ус", что подлинное Христианство - это не просто набор обрядов, доставляющих психологическое утешение ("психотерапия"), и не просто приятное времяпровождение в компании единоверцев ("тусовка"), а напряжённое, до кровавого пота, внутреннее делание - непрерывный кропотливый труд над своей душой.
Крёстная же, с неистощимой энергией во всякое время и на всяком месте благовествовавшая о Христе, передала мне часть своего миссионерского заряда, который и по сей день ещё не до конца мною израсходован.
Одним словом, с первых дней своей церковной жизни я получил установку на подвиг.
Жаль, что так и не смог её в своей жизни осуществить... Итоги прожитых с крещения лет большей частью печальные.
В этом году мне исполняется 36 лет. Иеромонаху Василию (Рослякову) на момент принятия мученичества было 32 года, иноку Ферапонту - 37 лет, иноку Трофиму - 39. Моему духовнику о. Иоанну, когда мы с ним познакомились, было около 35. Т.е. сейчас я ровесник им тогдашним. Но никакого сравнения с ними не выдерживаю. 18 лет в Церкви, 11 лет в монашестве, скоро 9 лет как в пресвитерском сане, а толку...
Ну, да не будем в столь радостный день говорить о грустном. К тому же, ведь и Пасха продолжается.
Так что - Христос воскресе!
Воистину воскресе Христос!