Церковь создана для людей
08.08.2011
- Наши соотечественники в массовом порядке посещают страны Азии, и ни одна экскурсия там не обходиться без посещения буддийских, синтоистских и других монастырей, храмов и т.д. Народ покупает там сувениры, участвует в обрядах. Не является ли это губительным для нас, христиан, языческим жертвоприношением? А ведь когда к нам приезжают японцы, китайцы - они не бегут ставить свечи в православных храмах.
- Участие в таких обрядах, безусловно, гибельно. Почему? Любой обряд (от слова «обряжать») – это форма, за которой скрывается конкретное содержание. Религиозный обряд – это выражение моего отношения к Богу (или к Его противоположности): почитание, поклонение, благодарение, попытка соприкоснуться с Ним. К чему ведет человека божество индуизма, буддизма, других восточных религий? К достижению «нирваны». Т.е. такого состояния, когда личность человека исчезает, растворяется в безличном Абсолюте; человек просто перестает быть. А христианство? Раскрыть и развить в себе то, что вложено в нас Богом при сотворении, соединиться с Творцом, Который есть совершенное Добро, Мудрость, Любовь. Стать совершенной личностью и соединиться с Личностью абсолютной – Богом. К чему более склоняетесь – к первому или второму? Выбирайте, но помните: первое погибель, второе – спасение.
- В Харбине есть неухоженная церковь, из которой китайцы сделали музей. Может, договориться с ними, чтобы восстановить ее?
- Это храм Николая Чудотворца, построенный нашими соотечественниками. Долгое время там отправлялись богослужения, служили и наши, и китайские священники. Но в силу политических причин этот храм перестал существовать как храм, и китайские власти решили сделать там музей. Непросто сейчас возродить православие в Китае, хотя православного населения там достаточно. Есть люди, которые звонят из Китая в Московскую Патриархию, просят прислать православного священника. Святейший Патриарх Кирилл прилагает большие усилия, чтобы русским православным священникам разрешили приезжать в Китай, общаться с православным населением, крестить их детей, помогать им в духовной жизни. Добиться этого очень непросто, но вот совсем недавно власти КНР разрешили обучаться ежегодно двум молодым гражданам республики в Московской Духовной Семинарии.
- В крае круглосуточно вещают два религиозных телеканала, причем не очень понятно, что за религию там проповедуют. А православного телеканала нет. Что по этому поводу думают в епархии?
- Если я не ошибаюсь, обоими каналами «заведуют» пятидесятники. Это тоталитарная секта. Ее цель – достичь полного контроля сознания своих адептов, полностью подчинить их секте. Достигается это с помощью психотехник, в том числе нейролингвистического программирования. Секты действуют массово, стараются привлечь как можно больше людей, а, следовательно, получить как можно больше денег. Иногда возникает вопрос: а на чьи средства существуют эти каналы, ведь содержание их очень и очень дорого? Очевидно, финансирование идет из-за рубежа. Для чего – легко можно догадаться: далеко не всех устраивает тот факт, что еще существует и Россия и ее народ, и ее церковь. Гитлер говорил: для того, чтобы уничтожить Россию, нужно в каждой деревне создать свою секту. Вот и пытаются создавать.
То, что у нас нет православного телеканала, печально. Постараемся сделать все, чтобы он появился.
- Много слухов вокруг организации «Преображение России», которая занимается реабилитацией наркоманов. Вам что-нибудь известно об этой организации?
- В бытность на Камчатской кафедре мне довелось узнать о ней довольно подробно. Первое, что сделали руководители, появившись на полуострове, пришли ко мне, изложили свои цели и планы и попросили духовного окормления. Они убеждали: наша организация стремится только к одному – помочь наркоманам, алкоголикам и всем, кто оказался в тяжелом положении. Вернуть их к нормальной жизни, преобразить, в конечном счете, Россию. Что ж, дело доброе. Я согласился, назначил двух священнослужителей. Руководство арендовало две квартиры, развернуло широкую рекламу своей организации и начало действовать. Сначала, вроде, все было хорошо. В «Преображение» приходили нуждающиеся в помощи, их устраивали на работу, был установлен довольно строгий внутренний распорядок. Каждый вечер посвящался изучению Библии. Но вскоре я стал замечать странные вещи. Священное Писание понимать не учат: вдалбливают, заставляют по-сектантски зазубривать. Я предложил другой подход, православный: читать вдумчиво, разбирать его с помощью святых отцов, предложил разместить иконы и освятить квартиры. Руководство насторожилось, но на первых порах противиться не стало. Далее, я заметил, что реабилитантов (так назывались те, кто приходил) устраивают лишь на кратковременные и самые «непрестижные» работы - грузчиками, дворниками, хотя многие из них были специалистами в разных профессиях. Живых людей фактически сдавали в аренду, а все деньги получало руководство. Я предлагал устраивать реабилитантов на постоянную работу, по специальности, чтобы они могли постепенно возвращаться к нормальной жизни. Не имеющим образования поступать в вечерние школы, техникумы, желающим – в вузы. Последовал отказ. Далее, я обратил внимание, что «реабилитанты» одеты не по сезону, в ветхую одежду, лишены элементарной медицинской помощи, а ведь деньги, которые они зарабатывали, были немалыми. Я спросил у одного из руководителей, (он уже стал православным человеком, постоянно ходил в церковь) куда расходуются деньги? Он ответил, что более 40 (!) процентов обязаны отправлять в центр. Я встречался с всероссийским руководством организации, указывал, что реабилитация у них полностью отсутствует, людей пытаются сделать зависимыми, за каждым ведется тотальная слежка. После этого разговора нашим священникам отказали в посещении, а остальных попытались вновь вернуть в сектантство. Тогда вся камчатская группа вышла из «Преображения» и обратилась ко мне с просьбой принять их в состав нашей епархии. На это я их не благословил, просил не допустить раскола, но вскоре на Камчатку прибыл «десант» от центрального руководства, в адрес «реабилитантов» последовали угрозы, шантаж, а руководителя просто избили. В то же время то же самое произошло в Новосибирске и, насколько мне известно, других регионах. В результате новосибирский и камчатский филиалы отошли от этой организации и создали свои. Сейчас люди там живут и трудятся по профессии или обучаются таковым, кто-то оканчивает школы, кто-то поступил в техникум, готовится в вуз. У меня сложилось устойчивое мнение, что «Преображение России» - это хорошо завуалированная тоталитарная организация, которая паразитирует на слабости людей. Из попавших туда, шанс начать новую жизнь имеют только те, кто хочет сделать карьеру именно в этой организации. Кто будет сдавать «наверх» большие суммы, держать дисциплину – у того будет карьерный рост. А остальные? Так и останутся средством для зарабатывания денег или уйдут, не получив никакой помощи, потеряв надежду.
- Почему Свидетели Иеговы ходят по квартирам, стучат в каждую дверь, а православные священники нет?
- А вам было бы приятно, если бы православный священник вдруг вломился к вам в квартиру и стал со знанием дела «вербовать» вас?
Учитесь слышать и понимать
- Друг оторвал кусок от древней гробницы в Турции и привез домой. Будут ли у него теперь неприятности?
- Так делать в любом случае не следует. Святыня – дар Бога человеку. Но, если человек самовольно ее присвоил, значит, украл, и благословения Господа не получит. В приведенном Вами случае частицу нужно вернуть на ее законное место, даже для этого придется съездить в Турцию еще раз.
- Лучше лечится от депрессии медицинскими средствами или духовными?
- Когда говорят о депрессии, подразумевается диагноз – психическая болезнь. Но у депрессии могут быть совершенно разные причины: и медицинские, и духовные. Может, человек потерял смысл жизни и не знает, где его обрести? А может это быть и голосом совести, побуждающим искать Бога, как высшую и единственную цель. Прежде чем лечиться, всегда полезно определить, в чем источник болезни. А для этого стоит прийти к священнослужителю и с ним побеседовать. Ответить на те вопросы, которые он задаст. В Евангелии говорится, что Христос исцелял людей и при этом всегда говорил – либо, «иди и не греши больше», либо, «прощаются тебе грехи твои». Тем самым Он указывал: причины болезни всегда духовные. Исчезнут они - уйдут и болезни телесно-душевные. Но бывают, конечно, и случаи, когда, наряду с помощью священника нужна помощь и психиатра.
- Могут ли рассчитывать не крещенные умирающие, желающие получить инструкции по поведению в загробном мире, на помощь православных священников?
-Насколько я понял, вопрос состоит в следующем – если человек не хочет креститься, но хочет получить предсмертное напутствие священника, может ли он на это рассчитывать. Конечно, может. Но первый совет, который даст такому человеку священник, будет следующий – прими святое крещение. Потому что только перед крещеным человеком открываются врата в Царство Небесное.
- Как вы считаете, ребенка лучше крестить маленьким, или когда он осознанно будет к этому относится?
-Мнение Православной Церкви: чем раньше, будет крещен ребенок, тем лучше. Крещение – это схождение благодати Божией в душу человека. Душа младенца чиста, он открыт навстречу Богу, во всей полноте воспринимает Божью благодать. Крещеного младенца можно часто причащать Тела и Крови Христовой, за него будет молиться вся Церковь… С другой стороны, таинство крещения не лишает человека свободы, и, если ребенок, став взрослым, решит, что он хочет остаться неверующим, или избрать любую другую религию, Господь в том ему мешать не будет.
- Обязательно ли жене священника всегда носить платок?
- Нет, только в храме. Жена священника должно быть красива. Прежде всего, духовно, и, если она таковой будет, я разрешу ей ходить без платка. Так и напишите.
- Я слышала, что те, кто женился в високосный год, чаще разводятся, а у меня в 2012-високосном году свадьба. Может, стоит её отложить? И еще вопрос – что делать с плохой квартирой? Освящали – не помогает. Стоит ли освятить второй раз?
-Високосность года никакого значения на счастье в супружеской жизни не имеет. Соблюдайте Божью заповедь – возлюби ближнего, как самого себя. Когда муж так будет любить жену, а жена мужа – семья будет счастлива. С другой стороны, как просто сказать: люби ближнего. Сложно это исполнить. Позволю себе дать один совет: научитесь для начала понимать друг друга, слушать, слышать. Обращайте внимание не только на то, что муж сказал, а жена сделала; старайтесь понять – почему: ведь хотел-то, наверное, как лучше. Ищите источник конфликтов не в супруге, а в себе. Если научитесь слышать друг друга, к любви настоящей быстрее придете.
- Что касается квартиры. К великому сожалению, темные силы в нашу жизнь вмешиваются очень часто, присутствуют разными способами, в том числе и по нашей вине. Я не могу точно сказать, что происходит именно в этой квартире. Может, причина в прежних хозяевах, а может, в нынешних. Но нынешним обязательно нужно встретится со священником и поведать обо всех обстоятельствах. Следует освятить квартиру, очистить ее, а, скорее всего, необходимо очистить душу этого человека. То есть, подготовиться к исповеди и исповедоваться.
- Надо ли повторно освящать нательный крестик, если он был утерян, а люди его нашли и вернули.
- Нет, благодать Божия от этого не теряется. С верой принимайте и носите.
- Как поступать с ненужными вещами, если на них есть изображения икон - с устаревшими православными календарями, брошюрками.
- Если они вам не нужны, можно дать воспользоваться ими другим людям – отнести в храм. Если эти вещи вообще потеряли возможность быть использованными, не выбрасывайте их в мусорный ящик: святыня не должна быть поругаема. Обычно такие вещи предаются огню, а пепел спускают в проточную воду или развеивают по ветру.
- Есть ли в Хабаровске школа, где учат православным традициям?
- В епархии есть и намечается несколько таких «школ». Первая – это богословские трехгодичные курсы на базе Хабаровской Духовной семинарии. Туда может прийти любой человек, желающий хорошо разобраться в вопросах православия. Вторая – это мои встречи с хабаровчанами, которые начнутся в сентябре в краевой библиотеке. Они будут проходить один или два раза в месяц, пока не могу точно сказать. Это для взрослых. Для детей у нас есть несколько воскресных школ при разных храмах.
Привел не к Богу, а к себе
- Вы были знакомы с бывшим чукотским епископом Диомидом, который несколько лет назад критиковал Московскую Патриархию. Поделитесь своим мнением об этом человеке и этой истории?
- В судьбе этого человека очень тесно переплелись многие современные проблемы церковных людей, да и самой церкви. Отец Диомид – ревностный монах, то есть человек, который действительно хотел служить Богу. Но монах, после пострига должен длительное время провести в монастыре. Только тогда он обретет тот внутренний духовный стержень, который не позволит ему попасть в лапы дьявола. Отец Диомид пробыл в монастыре очень недолго: почти сразу его направили на самостоятельное послушание. Ему бы помнить постоянно об обете смирения, данном при постриге, никого не судить, служить Богу, а не себе. Но… если за мирянином ходит один бес, то за монахом – десять. Отца Диомида искусили грехом гордости, сознанием своей исключительности. Были те, кто пытался что-то подсказать, помочь ему, но слушать он не хотел никого. Одно время служил в моей епархии, на Камчатке. Когда я приехал туда понял, что уже никак не могу на него повлиять: я был епископом только что рукоположенным, и в глазах его не имел никакого авторитета. А впоследствии оказалось, что главный авторитет для него – он сам. Вскоре монах Диомид был рукоположен во епископа Анадырского и Чукотского, и тут во всей полноте открылось то состояние прелести, т.е. глубокого самообольщения, самомнения, в котором, видимо, он пребывал долгие годы. Я понял это по состоянию его «духовных чад»: все они ставят отца Диомида выше Бога. Сами того не понимая. То есть, человек привел паству не к Богу, а к себе самому.
- Ситуация развивалась классически, как у Булата Окуджавы: «На хвастуна не нужен нож – ему с три короба наврешь, и делай с ним, что хошь». Нашлись те, кто пожелал воспользоваться его самовлюбленностью и саном епископа. Вы обратили внимание, когда начались выступления отца Диомида? Перед объединением Русской Православной Церкви с зарубежной, т.е. когда предстояло мощное усиление русского православия по всему миру. Причем я сразу обратил внимание на то, как четко, грамотно построены его обращения. А я-то знаю этого человека, это не его слова, не его стиль. В общем, силы, которые за ним стояли, преследовали одну цель – не допустить слияния двух церквей. Ну а дальше началось уже подлинное сумасшествие. Отца Диомида приглашают на Синод: аргументируй свою позицию лично, без суфлеров - не приезжает. Его приглашают на Собор - отказывается. В Анадырь приезжает делегация Троице-Сергиевой лавры – он слушает, на словах соглашается, а после публикует интервью, где говорит, что делегация полностью меня поддержала. Далее публикует документ, где всех нас, весь епископат, отлучает от церкви, назначает себя на наше место, запрещает нам служить и дает адрес, куда мы должны приехать для покаяния – город Анадырь, улица Партизанская, дом 7. Что это? Болезнь уже не духовная. Да и могло ли быть иначе: как только христианин отпадает от Церкви, он тотчас становится жертвой лукавого. От чего, да избавит нас всех Господь.
- Что сейчас с Диомидом?
- Насколько мне известно, он живет на Камчатке, в частном домике, который ему купили последователи (их немного – человек пять-десять). В строжайшей конспирации, хотя никто за ним не следит. Тем, кто его использовал, он больше не интересен. Он лишен сана – не епископ, не священник, но пока не лишен монашества и не отлучен от Церкви. Надеемся, что одумается, принесет покаяние. Хотелось бы, чтобы он понял, насколько далеко зашел.
- Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу повесившегося недавно в Кирове священника.
- Я не знаю всех обстоятельств этой трагедии, и выносить суд с моей стороны просто некорректно. Единственное, что могу сказать – оправдать его поступок нельзя. Всей своей жизнью, словом, делом священник должен укреплять людей, ограждать от греха, побуждать к добродетели. А он сам совершил страшный грех – самоубийство. И по какой причине? Владыка снял его с должности настоятеля. Но владыка вправе это делать… К тому же, он ведь остался священником, остался служить в том же храме, у него осталась своя паства. Такие поступки совершают тогда, когда жизнь потеряла смысл, но может ли быть смыслом жизни священника должность настоятеля, пусть даже кафедрального собора? Дело жизни пастыря – служить Богу и людям и там, где Церковь сочтет необходимым, а не где ему нравится. Поэтому, еще раз повторю – так пастырь поступать не должен.
- Вы видите, что происходит сейчас с обществом в России. Что посоветуете тем, кому это небезразлично? Как вести себя с теми, кто ради своей выгоды готов пойти «по головам»?
- То, что мы сейчас видим, далеко от идеала. Но будет еще хуже. Апостол Павел говорит, что будет в последние времена: «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, ... наглы, напыщены, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 2-5).Мир идет к концу не по причине того, что нами правят плохие руководители. А потому, что изменяемся мы: беззакония умножаются, любовь охладевает… Иисус Христос говорит о том. Что надо помнить? Историей правит не человек и не люди, а Господь и дьявол – через людей. И если мы даем возможность Господу через себя править, правит Господь. Если дьяволу – правит он. Как дать править Господу? Чем больше в нас любви, тем больше Господь имеет возможности через нас действовать. И наоборот. А теперь отвечу на вопрос конкретно. Человек, который его задал, видимо, замечает в окружающем нас мире много плохого, и от этого сам озлобляется. Это и есть цель дьявола: замечай только плохое, становись сам хуже, тогда и через тебя буду зло совершать. Поэтому, давайте будем беречь и развивать в себе любовь, спешить делать добро, будем оставаться настоящими христианами. Тогда через нас творить историю будет Бог. Мы не можем повлиять на мощные геополитические процессы, которые происходят во всем мире, но можем и должны умножать добро каждый на своем месте. А далее – как Господь благоволит.
Церковь – для людей
- Я преподаватель медуниверситета. Волнует такой вопрос - медицина является частью общей культуры, и сейчас отношение врач-пациент вызывает часто горечь и недоумение. Нельзя ли устроить встречу со студентами, если вы найдете время?
- Спасибо за вопрос. Молодость – это время, когда происходит духовное становление, когда человек пытается ответить себе на главные вопросы: кто я, какой я, каков смысл моего существования? И для него очень важно получить верные ответы, сформировать такие духовные, нравственные ориентиры, которые будут вести его всю последующую жизнь. Хорошо, если они будут христианскими. Но очень важно, чтобы молодые люди не в книжке об этом прочитали или в кино увидели, а встретили на своем пути реального, глубоко верующего человека – священника, семинариста или просто их сверстника. Приглашайте, придем, побеседуем обязательно.
- У храма возле вокзала в г.Хабаровске, часто собираются пьяные бомжи. Ходить рядом противно…
- Ни один человек, который посылается нам навстречу Господом, не посылается напрасно. Замечательный наш проповедник Антоний Сурожский говорил: когда я встречаю человека, я обязательно должен задать себе вопрос – что хочет Господь, чтобы я для этого человека сделал, и что этот человек может помочь исправить во мне. Попытаюсь объяснить, что имею в виду. Когда я встречаю человека опустившегося, и этот человек вызывает у меня отвращение, первый вывод, который я должен сделать для себя – я не достоин называться христианином и даже человеком. Почему? Потому что вместо жалости у меня возникло отвращение. Если бы у Христа возникало именно это чувство, Он никогда бы не спустился на землю и никогда бы не совершил дело спасения. Каждый из нас ничуть не лучше этого бомжа. Мы лишь внешне выглядим чище, респектабельнее. А внутри? Взглянуть бы непредвзято каждому на свою душу, отвращение к себе возникло бы ничуть не меньшее…
Второе. Если Господь посылает тебе такого человека, подумай, чем ты можешь ему помочь. Первая мысль – дать ему денег. Это ошибка. Почему? Потому что введем в соблазн, в грех человека. Не давайте денег, купите лучше ему что-нибудь покушать, молитесь, чтобы Господь помог ему подняться. И Церковь старается таковым помочь. Сейчас у нас в епархии есть только бесплатная столовая. Она работает дважды в неделю, насколько средств хватает. Нужно создать реабилитационный центр для таких людей, и мы обязательно, я думаю, это сделаем.
- Часто в храмах можно услышать придирки по поводу внешнего вида. Неужели церковнослужители не понимают, что это многих отталкивает от церкви?
- Они не понимают главного: Церковь существует не для церковнослужителей, не для священников и даже не для архиереев, а для всех людей. Мы призваны Господом, чтобы служить всем остальным. Поэтому я обращаюсь к тем, кто несет свое послушание в храмах нашей епархии: мы церковнослужители, а не церковноохранители. Если сам Господь сказал: «Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но чтобы послужить Самому», - то мы должны-то должны следовать этому завету тем более. В какой бы одежде человек ни зашел в храм, с какой бы косметикой на лице, прежде всего, нужно проявить к нему любовь и понимание. Есть мирская культура, есть культура церковная. И если мы ходим по улице в платках, в рясах, и люди принимают нас такими, то почему мы не должны принимать в храмах людей в мирском облачении? Если одежда человека непристойна, вызывающа – очень деликатно объясним ему, какие традиции есть в Церкви. Не страшно, когда женщина входит в храм без платочка или в брюках, страшно своей злобой, черствостью, пренебрежением оттолкнуть ее, помешать ей встретиться с Богом. Если это произойдет, церковнослужитель совершит тягчайший грех.
А теперь мое слово к тем, кто столкнулся с подобным отношением. Простите виновных, и вы станете ближе к Богу. Ибо Господь сказал – прощайте врагов ваших. А ведь они вам не враги, просто люди, которые придают традициям и обрядности излишнее значение. Конечно, женщина, пришедшая в храм с непокрытой головой, нарушает наши традиции. Но, слава Богу, что она пришла.
- Мой сын хотел стать священником, ходил в храм, помогал там, женился на прихожанке. Но вскоре она подала на развод и сыну сказали, что он не может теперь быть священником. Не понятно, почему, ведь развод был не по его инициативе?
- Трудно поверить, что обстоятельства складывались именно так. Мои сомнения обусловлены, прежде всего, тем, что церковные каноны не запрещают человеку, который был разведен до священства, принимать священный сан. Это раз. Во-вторых, каноны заповедуют и священникам, и архиереям (а только архиерей может определить – достоин ли человек священного сана) никогда не принимать решения, не разобравшись в предмете досконально. Если бы этот молодой человек обратился к архиепископу, он бы его выслушал, детально во всем разобрался. А если все же у него желание быть священником осталось, пусть обратится ко мне (сам, а не мама), я его с удовольствием приму, побеседую и, если найду готовым принять сан, пусть готовится к рукоположению.
- Но может, ему страшно обращаться к Вам самому?
- Я бы хотел, чтобы все, кто прочитает этот материал, знали: бояться меня не следует. Я здесь именно для того, чтобы служить людям. Да, архиепископ носит высокий сан, но это не значит, что он недоступен. Вот мои телефоны, домашний и рабочий 31-01-31, - 31-57-72, звоните, без стеснения. С 22 до 24 я обычно дома, если не в поездках.