Хабаровск православный Журнал Богоугодное дело

Богоугодное дело

Пресс-служба Хабаровской епархии

19.03.2011

«Ничего безрассудного, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято преемственно Церковью Божией; совершать поминовение усопших в правой вере при Божественном и преславном Таинстве – дело весьма Богоугодное и полезное» (свт. Григорий Нисский).

Вторая, третья и четвертая субботы Великого Поста называются родительскими, так как являются днями особого общего поминовения усопших. В родительские субботы Типикон (Церковный устав) предписывает творить поминовение всех «от века преставльшихся православных христиан».

Поминовение усопших в эти субботы установлено Церковью, чтобы не лишить усопших своего предстательства в дни Великого Поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединённые с совершением полной литургии, которая в Великий Пост в будние дни не совершается.

В эти дни Церковь направляет нас к прилежным молитвам об оставлении «вольных и невольных прегрешений верою преставльшихся человек и вечном их упокоении со Святыми».

Выдающийся литургист XX века святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский (+1962), в своем труде «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» об этих субботах Великого поста писал: «В субботы 2-ю, 3-ю и 4-ю Великого поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там (т.е. во вселенские родительские субботы пред неделей Мясопустной и Пятидесяницей). Те две субботы – «вселенские», эти три просто «родительские». Там на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших».

Обычай молиться за усопших Церковь приняла от апостолов: «Не напрасно узаконено апостолами поминать умерших при Страшных Тайнах. Они знали, что великая бывает от того польза для усопших, великое благодеяние» (свт. Иоанн Златоуст).

Любовь к ближним обязывает нас молиться об усопших, которые отошли в вечность. Их участь нам неизвестна, но мы непременно должны молиться за них. Совершая молитвы за усопших, мы тем самым свидетельствуем свою любовь к ним, выражаем сострадание, милосердие.

О пользе для усопших наших молитв и о возможности изменения до Всеобщего суда их участи святитель Иоанн Златоуст говорит так: «Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас».


Новости