Хабаровск православный Журнал Зачем изучать основы православной культуры?

Зачем изучать основы православной культуры?

Суслова Светлана

04.05.2009

В 2004 году в рамках Программы сотрудничества в области духовно-нравственного и религиозного образования и воспитания между Администрацией Приморского края, Владивостокской епархией РПЦ, Дальневосточным государственным университетом (ДВГУ), Приморским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО), утвержденной губернатором края в 2001 году, была создана Лаборатория основ православной культуры ПИППКРО. В канун Дальневосточных образовательных чтений памяти свв. Кирилла и Мефодия произошла встреча с руководителем лаборатории Светланой Владимировной Сусловой.

- Зачем нужно изучать основы православной культуры?
- Самое главное, основы православной культуры позволяют выстроить эффективную воспитательную программу в школе на основании русской традиционной культуры. Традиционная культура не встречает сопротивления в душе ребенка, легко им усваивается, содержит твердую, проверенную веками нравственную составляющую и дает хорошую прививку против страшного информационного давления, которое сегодня производится через СМИ, интернет, средства рекламы, разрушительно влияющих на личность ребенка, воспитывающих эгоизм, гедонизм и культ потребления.

- Как смотрится Приморье в желании познать смысл бытия - изучать православную культуру в сравнении с другими регионами России?
- Преподавание основ православной культуры у нас началось в 2004 году в двух городах – Находке и Спасске-Дальнем и Кировском районе. В этом учебном году предмет изучают в 19 районах из 34 всего в 52 школах (8% от общего числа).
Есть в России регионы, где предмет «Основы православной культуры» законодательно установлен частью регионального компонента учебного плана и преподается факультативно или как предмет по выбору для большинства учащихся. Например, в Белгородской области это 9149 классов с охватом более 130 000 учащихся. Не сильно отстают от Белгородской области другие центральные регионы России. Всего по России изучают основы православной культуры 430 000 детей из 39 регионов. Нам до центра еще далеко, хотя для нас этот предмет, может быть еще более важен: мы живем на стыке культур и нам, как никому важно, изучая другую культуру или просто общаясь с представителями иных культур, твердо знать свою.

- А что мешает?
- Исторически меньшая укорененность в русской традиции жителей Дальнего Востока и повышенная осторожность некоторых чиновников. В основном работа строится на инициативе «снизу», хотя поддержка от высшего руководства края и города Владивостока сегодня очень хорошая.

- Сегодня Конституция России дает нам свободу вероисповедания. Как устраняется противоречие между конституционным правом и засильем атеизма в школьных программах?
- Советская школа была частью советского государства построенного на атеистической идеологии. Сейчас государство является светским, т.е. свободным от какой – либо обязательной идеологии. Но дело в том, что основная часть работников образования воспитывалась в советское время, в атеистической идеологии и достаточно консервативна. Например, предметы естественнонаучного цикла. Сегодня есть учебники, которые знакомят учащихся с различными теориями возникновения жизни, в частности, и с теологической концепцией. Но если предмет преподает убежденный атеист, ничего в подаче материала не изменится. Конечно, если учитель знает другие точки зрения, он сможет сформировать правильное понимание проблемы.
Православное мировоззрение неотделимо от русской культуры. Произведения классической литературы, музыки, живописи пронизаны духом православия. У нас в лаборатории есть замечательные фильмы профессора М.М. Дунаева, где анализируются произведения классиков с позиции православного мировоззрения. Они великолепно впишутся в урок литературы. Есть интересные материалы по всем предметам гуманитарного цикла. Такой глубокий подход меняет работу учителя литературы, наполняя ее новым смыслом. Я искренне приглашаю к нам учителей на Курсы повышения квалификации «Православная культура в современной системе социально-гуманитарного образования». Особые возможности открываются для учителей истории, т.к. учебники не дают полной картины взаимодействия церкви и власти в становлении Российского государства. Эти пробелы можно восполнить при наличии определенной подготовки.

- Сегодня часто можно услышать, что основы православной культуры вводить нельзя, т.к. Россия многонациональное государство и этот предмет может оскорбить религиозные чувства других конфессий. Что вы на это скажете?
- Хорошо ответила на этот вопрос Комиссарова Э.В. учитель Основ православной культуры из СШ №17 г. Владивостока в интервью газете «Владивосток» от 27 марта 2009г.: «Помните, каким был самый главный аргумент против введения «основ православной культуры»? Что Россия – многоконфессиональная страна. Так вот, это вовсе не аргумент! У меня в классе есть даргинец, это дагестанская народность, есть ингуш, киргизка и азербайджанка, это дети-мусульмане. Причем в их семьях обряды и традиции мусульманства очень четко соблюдаются. У ребят не было никакого сопротивления, наоборот, они сами решили посещать эти уроки и изучают православную культуру с интересом. Они понимают, что если судьба закинула их в другой социум, в другую страну, то как раз этот предмет поможет лучше понять окружающих. Об этом хорошо сказала Жаныбек, мама моей ученицы Зияды: «Когда дочь приходит из школы и рассказывает, что узнала на уроке основ православной культуры, мы понимаем, что с этими знаниями дочке легче будет жить в России». Между прочим, Зияда знает историю своего рода за 200 лет, такие интересные вещи рассказывает. И я думаю: разве может ребенок, который с таким трепетом относится к истории своей семьи, с пренебрежением отнестись к истории целой цивилизации? Нет, конечно».
Большую роль в осмыслении необходимости преподавания православной культуры дают Дальневосточные образовательные Чтения памяти святых Кирилла и Мефодия. Здесь идет конструктивный диалог, можно поделиться опытом и наоборот позаимствовать его. 19 мая 2009г. в 10.00 в актовом зале ПИППКРО начнет работу секционное заседание по теме «Содержание общего среднего и дополнительного образования в контексте духовно-нравственного возрождения России». В первой половине дня будут заслушаны доклады, после обеда пройдут мастер-классы, где будут показаны фрагменты уроков русского языка, истории, основ православной культуры, внеклассных мероприятий. Свой опыт покажут учителя из г. Хабаровска, Приморского края (Кировский район), г. Владивостока, занятия будут представлены с участием школьников. Будет очень интересно. Я приглашаю всех, для кого важно будущее образования, воспитания. Завтра создается сегодня, будущее в настоящем. Какого человека сегодня воспитывает семья и школа? Каким будет завтра предприниматель, политик, семьянин (отец и мать), учитель, врач, зависит во многом от нас с вами.

Источник: иформационное агенство «Восток-Медиа»

 


Общество



Андрей пишет 16.05.2014
Я работаю в школе и считаю, что изучать основы православной культуры не совсем правильно, так как контингент России является многоконфессиональным и преподавать тогда нужно основы как минимум трех религий - ислама, христианства (православие и католицизм) и буддизм - это три основные религиозные ветви, имеющиеся на территории РФ. Но также не надо забывать, что школа - храм науки, а не религиозных догматов. Преподавать религии как ознакомление с философскими верованиями - это одно, а внедрять в умы детей, что именно неизвестный Бог создал вселенную и прочие недоказуемые факты - это ересь и возврат к средневековью. Фактически, это - второе насильное крещение на Руси. Не надо забывать, что по конституции гражданин России имеет право верить или не верить в Бога. Многие родители верят в Бога по традиции, многие не верят вообще, и по закону -это их право - позволять ли ребенку до наступления совершеннолетия слушать проповеди попов или нет. Школа не имеет права пропагандировать в обязательном порядке религию, либо она должна также пропагандировать и атеистические ценности, которые по большей части подтверждаются фактами и опытами. В нашей школе большинство родителей, да и учеников отказались от изучения этой ненаучной дисциплины, так как доказано временем, что и человек неверующий в обществе ведет себя прилично и соблюдает нормы морали, как и среди верующих много людей нарушающих эти нормы. Многие ученики прямо заявляют, что вера - это их выбор, и они правы, ведь Бог дал право выбора - верить или нет. А сейчас церковь, теряя свой приход, пытается в добровольно-принудительном порядке пропагандировать свои догмы. Но разум пока торжествует над тьмой слепой веры. И на том благодарность эволюции!
Ответить

Дионисий пишет 17.05.2014
Здравствуйте! Когда я учился школе у нас основы православной культуры преподавали на кружке доп образования. Мне и моим товарищам очень наравилось посещать эти занятия. В дальнейшем я стал ходить в Храм, исповедоваться и причащаться (добровольно). Никого вреда от этих знаний мне не было и не будет. В настоящее время мои дети ходят в воскресную школу. Им очень нравится изучать православие. Сегодня в наших школах очень низкое морально–нравственное воспитание. Забываются понятия совести, целомудрия, уважения к ближнему, любви... Дети предоставлены сами себе и никому нет до них никакого дела. В коллективе зачастую доминируют идеалы нашего современного мира. У мальчиков – крутого ганстера с сигаретой в зубах, у девочек – гламурная леди. Я считаю, что отговорки типа здесь светское заведение не оправдывают разврата. Нашим детям нужно преподавать основы православной культуры!
Ответить