В Законодательной Думе Хабаровского края состоялись III Рождественские Парламентские встречи
Информационный отдел Хабаровской епархии. Фото: Алексей Скуридин21.12.2018
21 декабря 2018 года в рамках Рождественских образовательных чтений Приамурской митрополии — регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» — в Законодательной Думе Хабаровского края состоялись III Рождественские Парламентские встречи.
Участие в ставшем уже традиционном диалоге священнослужителей Приамурской митрополии и парламентариев края приняли митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир, председатель Законодательной Думы Хабаровского края Сергей Луговской, депутаты Законодательной Думы края, члены Молодежной общественной палаты при Законодательной Думе Хабаровского края, настоятели храмов и руководители отделов Хабаровской епархии.
После приветственного слова председателя Законодательной Думы Сергея Луговского к участникам Рождественских Парламентских встреч обратился митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир.
«Замечательно, что сегодня государственная власть, заботясь о поступательном развитии страны, многое делает для бережного сохранения национальной исторической памяти, просвещения и воспитания юношества на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Данная позиция нашла отражение и в официальных программных документах, как, например, «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», в котором в качестве ключевой задачи в данном направлении значится «воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе межнационального общения», — сказал глава Приамурской митрополии.
Наряду с положительными тенденциями в области воспитания и духовно-нравственном развитии современной молодежи митрополит Владимир также выделил и негативные факторы, деструктивно влияющие на сознание молодых людей. Одним из подобных факторов являются попытки вовлечь представителей молодежи в различные неоязыческие движения.
«В настоящее время неоязыческие движения по-прежнему собирают немало последователей. И, что не может не расстраивать, их деятельности нередко симпатизируют даже некоторые из власть предержащих, депутаты, спортсмены и представители силовых структур. Но увлечение фольклором и народными традициями — лишь внешний антураж неоязыческих движений. Их идеи и деятельность не столь безобидны, как может показаться на первый взгляд. Более того, они несут прямую угрозу не только духовно-культурной идентичности русского народа, но и даже его государственному бытию», — отмечает архипастырь.
«Несмотря на внутреннюю неоднородность неоязыческих движений, можно совершенно определенно сказать, что «родноверие» — это вовсе не культурное направление с фольклорным колоритом. Это самостоятельная религиозная система. Современное язычество как религия представляет собой гремучую смесь верований, многие из которых не только не имеют ничего общего со славянством, но и вовсе являются вольной трактовкой положений индуизма. В связи с этим, кстати говоря, религиоведы относят родноверие к одному из вариантов религиозного движения New Age, для которого вообще характерны широкий эклектизм и синкретизм.
Родноверы охотно пользуются такими индуистскими терминами, как карма, чакры, аура. Из индуизма пришло и почитание Вед как главной священной книги человечества. К реальным Ведам, впрочем, неоязычники добавили и свои, но уже мифические «славянские веды».
Современные родноверы тщатся доказать, что являются продолжателями древних славянских традиций. Но, учитывая, что каких-либо достоверных сведений о язычестве сохранилось немного, большую роль в деле реставрации языческих культов играет фантазия самих лидеров этих движений.
Что касается неоязыческих праздников, которые так привлекают внимание неискушенных зрителей, то здесь вообще происходит — не побоюсь этого слова — вакханалия смыслов. Взять хотя бы, например, праздник Ивана Купалы. Название праздника восходит в народно-христианскому наименованию святого пророка Иоанна Крестителя, поскольку по-гречески «крестить» буквально обозначает «погружать в воду, купать». Вопреки утверждениям родноверов, никакого бога по имени Купала в славянском языческом пантеоне не существовало». — Продолжает митрополит Владимир.
«Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы изучать фольклор и народное творчество. Более того, считаю это начинание очень важным и актуальным. Но, как и во всяком другом деле, здесь опасны дилетантизм и передергивание фактов. Так почему же традиционная народная культура преподносится людям под вывеской аморальных языческих праздников?
Думаю, что для популяризации народной культуры и знакомства наших соотечественников с фольклорными традициями лучше всего было бы проводить соответствующие тематические мероприятия: ярмарки народных промыслов и ремесел, фестивали народных танцев и песен, конкурсы традиционных костюмов.
Большой и непростительной ошибкой было бы позволить родноверческим движениям поставить в сознании людей знак равенства между русской народной культурой и языческим прошлым», — говорит владыка Владимир.
Особое внимание в своем выступлении митрополит Владимир уделил опасности разрушения национальной идентичности у приверженцев неоязыческих движений.
«Неоязычество формирует антисистемную и антинациональную субкультуру. Несмотря на то, что неоязычники любят бравировать своей «настоящей исконностью», они тем не менее редко называют себя «русскими». Для собственной идентификации они чаще используют другие термины: «ведруссы», «русичи», «славяно-арии», «арийцы» или просто «славяне». Этой особой самоидентификации есть объяснение. Признание себя русскими в конечном счете означает ассоциирование с православной культурой, столь ненавистной неоязычеству, и вписывание себя в реалии современной жизни, ведь «под защитой» вымышленной нации гораздо комфортнее и проще смотреть на беды и проблемы ставшего чужим этноса.
Славянское неоязычество представляет собой яркий пример культурного и религиозного обособления от русской нации. Что это означает в масштабе всей страны? Это означает, что в обществе появляется заметная прослойка людей, которые никак себя не ассоциируют с традиционной титульной нацией. Их культура и мировоззрение оказываются им чужды. В стратегическом значении увеличение числа последователей неоязычества приведет к разрушению национальной идентичности русского народа и в конечном счете — к подрыву государственных основ его бытия, поскольку русский народ, будучи большинством многонационального российского народа, является согласно Конституции «носителем суверенитета» и «источником власти» в нашей стране.
Патриотизм — это ведь не разного рода «реконструкции», кулачные бои и пляски вокруг костра, это не безумные и лишенные всякого научного основания рассуждения о том, что «весь мир пошел от славян». Подлинный, созидательный патриотизм заключается в том, чтобы хорошо знать и ценить культуру, в рамках которой сформировался менталитет и мировоззрение нашего народа, его национальный культурный код.
Как здесь не вспомнить замечательные слова Ивана Ильина! «Быть русским — значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность и ее неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, видеть и признавать, что душа России укоренена в Боге и что ее история есть возрастание от этих корней», — также отметил глава митрополии.
«В современном мире фейков и некомпетентных мнений людям, к сожалению, не всегда удается разглядеть лучи правды и сделать правильный духовный выбор в пользу жизни. Размываются границы между праведностью и грехом, добром и злом, истиной и ложью. Многие скептически воспринимают саму идею существования истины, говоря, что у каждого своя правда, и забывая о том, что есть правда Божия и высший суд.
Мое пастырское сердце болит о каждом из них. Мои ежедневные молитвы в том числе и о тех, кто еще не познал свет истины Христовой, кто ходит во тьме заблуждений, а наипаче о тех, кто этими заблуждениями соблазняется, — о молодых людях, делающих важнейший нравственный выбор в своей жизни.
Обращаясь к вам, уважаемые народные избранники, я бы хотел призвать вас всегда помнить о вашей огромной ответственности. Ответственность за личный нравственный выбор несет каждый отдельный человек. Но у тех, кто имеет возможность влиять на те или иные государственные решения, поддерживать определенные проекты и инициативы, уровень ответственности гораздо выше. Это ответственность перед обществом, народом и историей», — сказал в заключение владыка Владимир.
По окончании доклада митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир ответил на целый ряд вопросов, интересующих как депутатов краевой Думы, так и молодых парламентарием — членов Молодежной общественной палаты при Законодательной Думе Хабаровского края.
Участников встречи волновали проблемы, связанные с антиканоническими действия Константинопольского Патриархата на Украине, трактовка понятий «добро» и «зло» с христианской точки зрения, миссия Православной Церкви среди молодежи, вопросы духовного наставничества, преподавание модуля «Основы православной культуры» в школах, проблемы современных молодых семей и многие другие.
Завершились III Рождественские Парламентские встречи общим фотографированием участников.