В Покровском храме Хабаровска будут изучать православное богослужение
Информационный отдел Хабаровской епархии14.11.2013
16 ноября 2013 г. в храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Хабаровска начинают свою работу катехизические курсы изучения богослужения. Занятия будут проходить по субботам, в 15:00, в малом приделе храма. В программу изучения входят песнопения вечерни, утрени, повечерия и Литургии.
По словам настоятеля храма иерея Стефана Нохрина, «Наше богослужение – это необозримая сокровищница. Можно, наверное, не читать богословской литературы, и при этом прекрасно знать вероучение Церкви, Ее нравственные и аскетические правила, если только внимательно слушать и изучать церковное богослужение. Те тексты, которые мы используем в храме на молитве, заключают в себе и основные догматы веры, и разъяснения Священного Писания, и примеры высокой нравственной и духовной жизни.
Они подвигают нас к молитве и учат ей. К примеру, когда человек приходит в Церковь, нередко его молитва сводится к прошению Бога о даровании чего-либо. И это, с одной стороны, нормально: ведь у кого нам просить помощи, если не у Бога? Но, с другой стороны, ведь христианин – это не религиозный попрошайка, а духовная жизнь – не выклянчивание милостыни. И прошение – далеко не единственный вид молитвы.
Тексты, используемые в богослужении, написанные святыми, полны духовной силы и свободы: они дышат любовью к Богу и учат нас прославлять Его, ничего не ожидая взамен. В этих молитвах мы прославляем Господа и благодарим Его за все, что Он сделал для нас. Прошения здесь – не только о хлебе насущном, но и о том, чтобы Бог помогал нам становиться лучше, чтобы мы могли изживать в себе пороки и недостатки.
Кроме того, в этих молитвословиях раскрывается во всей глубине дело спасения Господом рода человеческого от греха, проклятия и смерти. И, конечно, дается пример ответа с нашей стороны на эти благодеяния Божии.
Невозможно не отметить также высокой поэтичности богословских текстов: ведь они были написаны не только святыми, но и величайшими поэтами человечества: достаточно назвать такие имена, как святые Роман Сладкопевец, Симеон Новый Богослов или Иоанн Дамаскин. Изящность литературных приемов, которыми пользовались такие гимнотворцы, как святители Василий Великий или Иоанн Златоуст, имевшие лучшее на тот момент образование, доставляет истинное эстетическое наслаждение».
К сожалению, в наше время существуют серьезные препятствия к пониманию молящимися богослужения: это и непривычный для слуха современного человека церковно-славянский язык, и не всегда качественное воспроизведение церковных молитв хором и чтецом. Затрудняет восприятие текста и его синтаксическая сложность: ведь то, что можно с легкостью понять при чтении, на слух порой вовсе не воспринимается.
Наверное, все эти проблемы решить сразу не получится. Но ведь начать – значит, наполовину сделать. Когда люди перед богослужением будут прочитывать и обсуждать те молитвословия, которые они будут слышать на службе, появится благоговейное отношение к слову, исчезнет рассеянность, люди будут меньше отвлекаться. Если прихожане станут следить за ходом богослужения по книгам, это подвигнет священнослужителей и клирошан максимально ответственно относиться к тому, что они делают в храме. Хочется, чтобы то богатство, которое заключает в себе православная богослужебная традиция, воспринималось людьми и помогало им находить свой путь к Богу.