Хабаровск православный Журнал Святитель Иннокентий Иркутский: На пути в Китай

Святитель Иннокентий Иркутский: На пути в Китай

Информационный отдел Хабаровской епархии

22.02.2012

Этому святому предстояло нести своё служение в Китае, но Господь судил иное поприще – дело просвещения и миссии среди коренных народов Сибири.

22 февраля Православная Церковь празднует память перенесения мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского.

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких. Родители его в середине XVII века переселились с Волыни в Черниговскую губернию. Святитель родился около 1680 года, обучался в Киевской духовной академии. Монашеский постриг принял в 1710 году и был назначен преподавателем в Славяно-греко-латинскую академию префектом и профессором Богословия. В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота. В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры. 14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Но китайское правительство отказало в визе "духовной особе, великому господину", как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам. Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири. Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.

Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность - все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы - монгольская и русская. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство - подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.

Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.

В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. "Моления, - говорил святитель, - должны окончиться в Ильин день". 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, - засуха прекратилась.

Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.

В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя в 1800 году.

Перечитывая житие, спустя три века после смерти святителя, находишь много сходного в быте того времени с современными реалиями. Проблемы церковной и общественно-политической жизни России, тогда и сегодня, очень схожи – вопросы просвещения формально православного населения, забота об устроении жизни верующих в бедном и неустроенном крае.

Святитель направлялся для проповеди в Китай, а оказался востребованным в своём Отечестве.  Сегодня многие в Церкви говорят о необходимости начинать православную проповедь среди китайцев, в большом количестве прибывающих уже к нам в Россию. Дело нужное, но осложняется тем, что наш народ сам нуждается в благовестии, в исправлении своей жизни, иначе кто будет являть пример христианской жизни новообращённым?

Как горько пошутил один из китаистов, либо наша Церковь увидит будущее своей миссии в Китае, либо мы сами окажемся  будущим «южного соседа». Не сможем утвердиться в православной вере - потеряем свою религиозную, культурную и национальную идентичность.

Поэтому, так актуален, сегодня пример святителя Иннокентия и многих других проповедников и миссионеров Дальней России.


Герои веры