Служение не терпит суеты: один день из жизни правящего архиерея.
Ирина Троценко (Газета "Хабаровские вести"), фото автора08.01.2015
Жизнь религиозных деятелей представляется обывателям чередой молитв, служб, постов и церковных праздников. Как на деле выглядит распорядок дня православного лидера края, попыталась узнать корреспондент «Хабаровских вестей».
Торопливые миряне
Ждать своего часа, а верней дня, когда владыка Игнатий согласится пустить в свою жизнь мирского журналиста, пришлось почти год. Попытки роптать, слегка «продавить» свою просьбу на аудиенцию ничего не меняли.
— Мы никуда не торопимся, — неизменно отвечала его пресс-секретарь Наталья Гараева. — К чему эта спешка? Владыка очень занят, но он помнит о твоей просьбе, не переживай…
Вспомнив, что православие призывает к терпению, решила смиренно ждать. Наконец звонок от владыки. Его спокойный и невероятно красивый голос имеет некое магическое свойство, иначе как объяснить, что я тут же согласилась начать репортаж так рано.
— Можно подъехать к моему дому к 6.30, я как раз сделаю зарядку, а потом отправимся на службу в храм, — предложил владыка. — На службе старайся держаться так, чтобы мне тебя было видно. Сразу оттуда едем дальше…
Таксист принялся было ворчать о клиентах, которые сперва вызовут машину ни свет ни заря, а потом копаются и — о неслыханная наглость! — опаздывают на 5 минут. Но фраза «Платок едва не забыла, мне ж на службу» и общий благостный вид вызвал у него понимание, и, хотя я умудрилась в заказе перепутать адрес, он домчал прямо к храму. Вспомнилось, как такой же снежной зимой 25 лет назад мы приезжали сюда с классом смотреть на звезды под куполами тогда еще планетария.
Священник made in China
Церковный дворик освещали фонари, по темной дорожке на раннюю службу спешили прихожане. Тут я оценила фразу владыки о том, что надо держаться у него на виду, но воплотить в жизнь это оказалось непросто: на часах только семь, а в храме полно верующих. Попробуй протолкнись!
В этот будний день в храме Иннокентия Иркутского свершалось историческое событие — впервые за последние 60 лет рукополагали в православные священники… китайца. Гражданин Гонконга предприниматель Кун уверовал еще будучи на исторической родине. Затем несколько лет вел бойкую торговлю в России, и вера его только крепла, в результате чего он стал студентом Хабаровской духовной семинарии. А сегодня и вовсе прощался с прежней жизнью.
Пожалуй, любая служба, независимо от вероисповедания, если это не формальное исполнение, тронет душу даже сильно невыспавшегося человека. Там, «в миру» рассвело, солнце пробивалось в окна и отражалось в золоте праздничных одежд священства, что добавляло торжественности всему действу. Густой бас батюшки, проникновенные молитвы певчих, насыщенный голос владыки, искренность, с которой внимали службе прихожане (некоторые настолько были преисполнены чувств, что падали на церковный пол кто на колени, а кто и вообще плашмя).
Владыка взял слово и в присущей ему иносказательной манере поведал о связи между пастырем и овцами, то бишь настоятелями и паствой. Отец Анатолий с акцентом прочел «Отце нас» и поблагодарил митрополита и присутствующих. Кстати, после рукоположения китайский батюшка, видимо, так проникся речью о единстве настоятеля и паствы, что увез своих прихожан в Землю обетованную. За свой счет.
Искусство ради… чего?
— Какой радостный день, — повторяет Игнатий, глядя в окно авто. Видно, что он не замечает того, что происходит на улице, а все еще проживает только что свершившиеся таинство. — Это великое событие — родился православный священник.
Машина медленно проезжает вдоль причудливых фигур на Амурском бульваре, изображающих знаки Зодиака. Ну как тут удержаться и не спросить!
— Как вам эти скульптуры, владыка?
— Большинство просто не нравится, — признается митрополит. — Не говорю уже об оккультном содержании, но из этих скульптур только Телец мне более-менее симпатичен, в нем есть динамика. Может, я не понимаю в современном искусстве, но оно всегда должно вызывать положительные эмоции, созидать, утверждать жизнь и красоту ее. Какие интересные фигуры из мультфильмов на прудах, веселые такие. А здесь…
Заседания во славу Божию
Рабочий день главы митрополии насыщен встречами и делами. У него нет времени даже спокойно поесть в тишине, каждый
прием пищи
— это еще и прием по личным вопросам. На завтрак — мини-планерка с бригадиром по строительству дома для прибывающих в Хабаровск батюшек, который появится по соседству с жилищем владыки. На обед — обсуждение реконструкции Спасо-Преображенского собора со специалистами и настоятелем храма. Ужин — в мужском монастыре, где тоже надо решить производственные вопросы.
— Сегодня совещание с главами епархиальных отделов и священниками, затем запись программы на телевидении, — начинает перечислять владыка расписание. — Затем небольшое совещание в семинарии, встреча со студентами, вечером — лекция для мирян, а затем поездка в мужской монастырь.
— Как же это все в один день успеть? — удивляюсь я.
— Посмотришь, — улыбается владыка. — У меня каждый день так распланирован.
Изгнание из храма
На православной планерке мне довелось побывать впервые. В кабинете черно от ряс священников, собравшихся за длинным столом. Перед началом обязательная молитва — и сразу к делам.
На повестке дня отчет владыки о поездке в Первопрестольную, где он увидел много интересных проектов социальной направленности. Обсудили долгожданную новость — признание права человека на жизнь с момента зачатия, которое автоматически приравнивает аборт к убийству со всеми вытекающими последствиями.
Осталось решить два вопроса: что делать с обнаруженными на складе брелками для ключей с ликами Богородицы и святых и как унять истовых верующих, отпугивающих людей из храмов.
— На брелках, отцы, можете размещать свои фотографии и храмов, но никак не святых, — возмущается владыка.
— А расчетный счет можно? — смеются в бороды отцы.
Проблема с верующими — на злобу дня. Скоро Рождество, в храмы традиционно потянутся любопытные граждане, не обученные правилам поведения, и неизменно они будут вызывать раздражение у местных «ортодоксов»: то свечку не туда поставят, то губы накрасят, то платок не повяжут и т.п. А ведь вполне возможно, что, заглянув на Светлый праздник, кто-то из них станет братом (сестрой) по вере. Конечно, если их беспощадно не погонят из храма ярые верующие.
— Мы боремся с этим несколько лет, и уже удалось добиться того, что наши верующие стали терпимей и могут пропустить в храм женщину в брюках без нареканий, — говорит митрополит. — Но этого мало. С работниками свечных лавок теперь будет заниматься бизнес-тренер, обучит их, как приветствовать людей, расположить к себе, предложить им ознакомиться с литературой.
Подлодка по соседству
В короткий промежуток времени между встречами митрополит проводит мне экскурсию по своему дому на территории Христорождественского храма на улице Ленинградской. Здесь торжественная тишина и запах старины. В темной прихожей зеркало, в которое смотрелись еще архиереи позапрошлого века, крючки для верхней одежды находятся так высоко, что не каждый и достанет. Высокие, видать, были батюшки…
— После революции сюда въехали работники железной дороги, — рассказывает Игнатий. — Мой предшественник владыка Марк смог вернуть дом и постарался по максимуму восстановить былую обстановку.
Каждая комната, как музейный зал. Приемная с резными стульями, один из которых принадлежал до революции губернатору, — тут проходят встречи с официальными лицами. Здесь же за стеклом плащаница, изображающая мертвого Христа, — уникальный экспонат, переданный в дар от музея.
В резных шкафчиках расставлены сувениры, которые подносят митрополиту. Особо запомнилась безделушка из испанского музея пыток — миниатюрный стул, утыканный сотнями шипов, — точная копия тех, на каких раньше терзали людей.
Самые дорогие для Игнатия сувениры в коллекции — макеты подводных лодок, где владыке довелось нести вахту вместе с подводниками.
— В 98-м году полугодовой переход совершил, потом в 2003-м и 2005-м, — показывает владыка. — Представь, огромная махина с девятиэтажный дом идет со скоростью 90 км в час! Это мощь нашей страны. С ними ни один враг не страшен.
На стенах дома много клинков разного калибра и производства, а в спортивном зале, оборудованном на чердаке по просьбе Игнатия, тяжелые мечи для занятий. Владыка охотно демонстрирует, как правильно держать оружие, но времени долго любоваться отточенным клинком нет — ему пора выдвигаться на новую встречу.
— Как вы не устаете?
— Больше устаешь от безделья. Когда есть, чем заняться, то и усталости не чувствуешь.
Кстати
По инициативе митрополита студенты духовной семинарии вместо английского языка начали изучить китайский. Налажен обмен будущими священнослужителями между Китаем и российской стороной.
— Говорят, что я чересчур строгий. Но это зависит от человека, с которым я общаюсь. Приходит женщина с накрашенными губами в храм или без головного убора и в брюках, а священник начинает ей выговаривать. Вот с ним я поступлю строго, а с ней нет. Нравится ей с накрашенными губами — пожалуйста! По мере того как человек воцерковляется, он сам начнет соблюдать христианские традиции. Требовательней всего отношусь к священнослужителям, потому что он них зависит жизнь церкви. Если я поручаю окормлять какой-то отдаленный приход, а батюшке не хочется ездить туда на автобусе и он договаривается, чтобы прихожане ему такси нанимали, я с ним поступлю очень строго. Что за барство! Если священнослужитель опаздывает регулярно на занятия в семинарию и даже если он отлично читает лекции, будет наказан за то, что подает отрицательный пример. Христос вообще ни одного ласкового слова не сказал своим апостолам! Ругать ругал и даже бил, если помните изгнание торгующих из храма. Один раз на тайной вечере «деточками» назвал — и все.
Кстати
Личный блог владыки в Интернете
http://blogs.pravostok.ru/vladyka_ignaty/
Или такой разговор: - Можно мне свечку для дома купить?
- А зачем Ваи?
- Квартиру очистить хочу.
- Да кто ж Вам такую глупость сказал? Квартиру не свечкой очищают, а святой водой и ладаном...
+ Два года назад в одной из хабаровских молодежек родилась робкая идея как раз на эту тему. Правда идея, как родилась робко, так и умерла тихо. А жаль, мне кажется, она была дельной. Её бы обсудить ещё раз, может доработать, да применять...
+ Суть её была вот в чем. Можно изготовить красивую, корректную, краткую памятку для тех, кто приходит в храм в непотребном виде. Но как сделать так, чтобы её прочли? Смоделируем ситуацию: стоит в храме женщина с распущенными волосами в штанах, иконами интересуется. Подходит к ней девушка и шепотом: «Вам записочка из иконной лавки.» Незаметно для окружающих подает небольшой заклеенный конвертик с открыткой. Никого они не отвлекают, никому не мешают. Думаю, что женщина, где-то вдали от чужих взглядов, обязательно вскроет тот конверт. Ну любопытно же, что именно ей из иконной лавки могли передать. Прочтет, я думаю, всё поймет.
+ Может быть нужно к этой идее вернуться?