Скромная вера Владимира Фукалова
Портал "Православие и мир"11.04.2014
Об убитом хабаровском благотворителе Владимире Георгиевиче Фукалове вспоминает иеромонах Никанор (Лепешев), клирик Хабаровской епархии.
Ловец человеков
Я знал Владимира Георгиевича с 2002 года, когда вернулся в Хабаровск из Московской Духовной академии. Поначалу я служил не в том храме, где он был прихожанином, но все равно мы периодически пересекались, потому что у нас были общие друзья из числа и духовенства, и мирян.
У Владимира было свое дело – он занимался ловлей и продажей рыбы и морепродуктов, а также добычей леса и строительством. Он давно был заметной личностью в епархии, поскольку кормил и семинарию, и наши монастыри – женский, Петра и Павла, и строящийся сейчас мужской, и вообще много жертвовал на обители и храмы.
Один мой друг, строитель, был по вероисповеданию протестантом. Во время строительства Петропавловского монастыря он познакомился с Владимиром Георгиевичем и в результате общения с ним стал православным. Конечно, его воодушевила и увиденная им жизнь сестер, но, по его словам, Владимир Георгиевич поразил его своей твердой верой и глубочайшим знанием Писания и Святых Отцов.
Преображающая вера
Владимир занимался бизнесом с конца 80-х, а в годы перестройки бизнес редко был чистым. А потом он решил помогать восстановлению храма святителя Иннокентия Иркутского, где я сейчас служу. Это старейший из сохранившихся храмов нашего города. В советское время он был превращен сначала в мастерскую, потом в планетарий. Планировка была полностью изменена: здание осталось, но у него не было ни куполов, ни колокольни, а вход был сделан через алтарь. И храм пришлось восстанавливать почти с нуля. Реставрация началась в 1993 году и продолжалась шесть или семь лет.
Кто-то из знакомых в самом начале восстановления обратился к Владимиру Георгиевичу, тогда еще совершенно далекому от Церкви человеку, с просьбой дать ссуду. Поначалу просто выступив в качестве спонсора, он стал общаться с нашим тогдашним архиереем, владыкой Марком, с духовенством, с мирянами – и переменился. Он очень глубоко уверовал.
Приведу пример. Он, конечно, был человеком не без недостатков – например, от природы он был очень горячий и иногда срывался. Но когда ему не удавалось сдержать свой темперамент, он очень сильно извинялся, каялся, сильно себя корил. Видно было, что человек над собой работает, прикладывает усилия, просто не сразу все получается. Ну, а у кого из нас получается сразу все?
Досконально знать веру
Этот человек, не имевший никакого богословского образования, был очень начитан и в Священном Писании, и Святых Отцах. У него не просто хаотически складывались полученные знания – нет, у него в голове формировалась очень стройная православная богословская система. С ним всегда можно было говорить на равных на многие темы догматики и аскетики, о Библии, о церковной истории…
Короче говоря, Владимир Георгиевич не был захожанином, который заглянул в храм, помолился, оставил пожертвования и, удовлетворённый, пошел дальше. Для него христианство не сводилось к смутному религиозному чувству или к психотерапии. Он хотел знать свою веру досконально. И старался воплощать её в делах.
Причём, не только в широкой благотворительности. Владимир Георгиевич регулярно бывал на службах в воскресные и праздничные дни, часто исповедовался, причащался. Постоянно ездил в паломничества, и часто кого-нибудь брал с собой за свой счет. Нередко он собирал небольшую группу духовенства и мирян и вывозил ее в святые места России или в Грецию. Не раз бывал на Афоне.
У него было очень живое чувство Церкви, как единого организма. И общину при нашем храме он всегда хотел видеть братством, духовной семьёй. И со своей стороны делал для этого всё возможное.
Именно осознанная вера Владимира Георгиевича стала причиной того, что он был избран делегатом от нашей епархии на Поместный Собор 2009 г. Его кандидатура не была «спущена сверху» правящим архиереем, но выдвинута рядовыми участниками епархиального собрания, которые проголосовали за неё практически единогласно.
Серафим Вырицкий – покровитель
Владимир Георгиевич помогал многим храмам и монастырям не только в Хабаровском крае, но и далеко за его пределами. Например, за помощь Оптиной пустыни он лично из рук патриарха получил благодарственную грамоту.
Он поддерживал обители не только в России, но и в Греции, в том числе Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь. Просто скрывал это, не распространялся – редко-редко где-то всплывал такой факт. А сам он был скромным человеком и старался, чтобы левая рука не знала, что делает правая.
Строительство большинства храмов Хабаровского края, которые начинали возводиться и восстанавливаться при владыке Марке, по крайней мере, со второй половины 90-х годов, осуществлялось со значительными вкладами его, Владимира Георгиевича. Он не просто вкладывался – он опекал каждый храм, заботился о том, чтобы там и сосуды были, и облачение, чтобы трапезные время от времени могли себя чем-то побаловать (теми же рыбой или морепродуктами, которые он добывал), чтобы священник жил материально на достойном уровне… Вплоть до того, что многодетным священническим семьям помогал с жильем.
Помощь Владимира Георгиевича знали не только священники, но и миряне. Совершенно безотказный был человек. Отказывал лишь тогда, когда на самом деле не мог помочь, при этом совершенно не выпячивая себя.
У меня он ассоциировался с нашими дореволюционными купцами-меценатами, каким, например, был в миру преподобный Серафим Вырицкий, в день которого и погиб Владимир Георгиевич, или как наши хабаровские купцы Плюснин и Чардымов – отцы-основатели и храмостроители нашего города.
Дмитрий: «Старался быть незаметным»
Владимир Георгиевич жил один, в хорошем доме, – с женой расстался уже давно, дочка есть взрослая, Дарья. А вот у убитого с ним его помощника, Дмитрия Ивановича Большакова, остались супруга и трое детей, старшему из которых лет 14-15.
Дима помогал Владимиру Георгиевичу не только в бизнесе, но и по дому – время от времени выполнял функции дворецкого в его особняке. При этом отношения у них были не просто рабочие, а самые дружеские и доверительные. Дима был очень скромный и глубоко, спокойно и тихо верующий человек, старался быть незаметным, и хорошо чувствовалось, что это именно его инициатива, а не требование начальника.
71 год жизни храма Александра Невского
Следствие пока ничего однозначно не выяснило, поэтому говорить, связано ли убийство Владимира Фукалова и поджог построенного им храма, еще рано, но даже если это только совпадение, у него явно есть духовная сторона.
Храм святого благоверного князя Александра Невского – это первый храм, открывшийся в Хабаровске (да и вообще на Дальнем Востоке) после 1933 года, когда у нас закрыли и по большей части разрушили все церкви. В 1943 году произошла знаменитая встреча трех митрополитов со Сталиным, и, как только прошел слух, что в Москве и вообще в европейской части страны снова стали открывать приходы, одна из наших хабаровских тайных общин подала документы на регистрацию и прошение о предоставлении храма. Власти решили не отдавать никаких исторических церквей, тем более в центре города, и выделили на самой северной окраине Хабаровска здание хлебного магазина. Верующие его переоборудовали в храм и, поскольку шли военные годы, посвятили Александру Невскому.
Туда стали стекаться не только все хабаровчане, но и народ со всего Дальнего Востока. Храм проводил сбор пожертвований на нужды фронта (постройка танков, самолетов), за что получил даже благодарственные грамоты от властей.
С 1943 года он не закрывался. Там уже бывали пожары (в начале 80-х в него ударила молния, например), но его всегда восстанавливали. Он был старый, деревянный, очень сильно обветшал, и со временем возникла необходимость его реставрировать, а фактически – просто строить заново. Поверх старых стен были воздвигнуты новые, а старые разобрали. Службы после капитального ремонта возобновились в нем совсем недавно, а средства на этот ремонт выделил в основном Владимир Георгиевич, давно и близко друживший с настоятелем, отцом Василием Диденко.
Сейчас еще только делаются оценки, подлежит ли храм восстановлению, но сгорел совсем. Остался сруб, но его тоже раскатывают, потому что между бревен сохранились очаги огня.
Убийство: ложные версии
Наш настоятель – отец Олег Хуторской, был близок с Владимиром Георгиевичем, хорошо знаком с его дочерью и вхож в наши полицейские круги. Он сказал, что многое из того, что пишут в интернете – просто чушь. Была, например, такая версия, что взорвали дом, Владимир Георгиевич успел выпрыгнуть, прыгнул в машину, но и машина тоже взорвалась. Откуда в машине тогда взялся Дмитрий? Другая версия, что нашли их со ртами, заклеенными пластырями, и со следами огнестрельных ранений. Это тоже ерунда. Они очень сильно обгорели, никакой скотч бы не сохранился. Там вообще мало, что сохранилось. Никаких пуль в телах нет. Есть только два обгоревших тела – Владимира Георгиевича на переднем пассажирском сидении и Димы, лежащее на заднем сидении. Видимо, их вывезли уже убитыми через задний двор его особняка, и на берегу реки машину подожгли. Кто-то увидел дым, вызвал пожарных.
Рядом с гаражом нашли одну лужу крови – там, видимо, убили Владимира Георгиевича. Около ворот – другую, вероятно, на месте убийства Димы. Их, судя по всему, не застрелили, а ударили чем-то тяжёлым по голове или же ножом. Что тут гадать?