«Школа не может быть отделена от духовной культуры народа»
Информационный отдел Хабаровской епархии24.11.2022
С 23 по 24 ноября 2022 года на территории гостиницы “Ривьера Парк” села Краснореченское состоялся II Региональный форум классных руководителей общеобразовательных организаций и кураторов групп профессиональных образовательных организаций «Классная идея». Почетным гостем форума выступил секретарь Хабаровской епархии иеромонах Николай (Белозеров).
На мероприятии также присутствовали: сенатор Российской Федерации от Хабаровского края Андрей Базилевский, заместитель председателя Правительства края по социальным вопросам Евгений Никонов, руководитель Ассоциации классных руководителей Свердловской области Ирина Ларионова, эксперт Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям и Лиги безопасного интернета Никита Павлухин.
Главной целью форума стало развитие профессионального сообщества классных руководителей Хабаровского края, ориентированного на воспитание у подрастающего поколения традиционных ценностей, исторически присущих российскому народу.
С приветственным словом на форуме выступил секретарь Хабаровской епархии иеромонах Николай (Белозеров):
- Все мы знаем, что в начале ноября Президент России Владимир Путин утвердил Указ об Основах госполитики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В указе сказано, что Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит Православию.
Как справедливо отметил Святейший Патриарх Кирилл, словосочетание «традиционные ценности» стало сейчас своего рода техническим термином, и очень часто под ним понимаются разные вещи. Поэтому хотелось бы пояснить, как Церковь понимает словосочетание «традиционные ценности».
Ценности традиционные — это те, что создаются традицией, и те, которые традицией сохраняются. И это не одно и то же. К ценностям, которые создаются традицией, несомненно относятся национальная культура, фольклор, обряды, обычаи, которые возникают в недрах народной жизни под влиянием множества факторов.
Но есть ценности, которые традиция создать не может, потому что они не проистекают напрямую из человеческого опыта. Более того, они нередко этому опыту противостоят. Речь идет о нравственных ценностях, источником которых является Бог, а не человек.
Следует отличать ценности, придуманные человеком, от ценностей, которые открыл Господь. Первые являются относительными, преходящими и зачастую меняются с ходом истории и развитием законов человеческого общежития. Вторые вечны и неизменны, как вечен и неизменен Бог.
Церковь всегда свидетельствовала о важности следования традиционным, богозаповеданным нравственным идеалам, ибо именно они обеспечивают духовное здоровье, стойкость и жизнеспособность всего общества.
На нас сегодня лежит особая ответственность за сохранение и передачу духовных и нравственных ценностей будущим поколениям. Огромную роль в этом процессе играет образование, тесным образом связанное с воспитанием. Школа не может быть отделена от духовной культуры народа. Это общеизвестная педагогическая аксиома. Именно так говорил об этом классик отечественной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский. Подразделяя школьные знания на приятные, полезные и необходимые, он писал: «Такими необходимыми знаниями для каждого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание оснований своей религии и знание своей родины».
Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят. К сожалению, мы еще сталкиваемся с позицией: «Не нужно формировать никаких убеждений у детей — вырастут, сами сформируют; а сегодня давайте им предложим различные варианты». Но пока мы будем плясать под дудку этого дикого утверждения наши дети уже подвержены влиянию западных тенденций отказа от семьи, от рождения детей и, даже, от своего пола. И не стоит думать, что эта проблема не касается нашего общества. Обилие такого контента мы найдем в социальных сетях и в книгах на полках наших хабаровских книжных магазинов.
Разрушается авторитет взрослого по отношению к ребенку. Гаджет в руке с блогером на его экране – лучший друг и помощник. А ведь учитель всегда был примером для подражания, достойным уважения. Мы знаем, что успех образования зависит от того, как ученик относится к учителю. И также от того, как учитель относится к своему делу и во имя чего он учит ученика. И если забота о душе, то есть о нравственном состоянии личности, перестает быть заботой преподавателя, педагога, профессора, то не будет никакой покорности, не будет уважения со стороны ученика.
А поэтому евангельские ценности должны для всех нас и для педагогов в том числе стать основой жизни, на которой, как на крепком фундаменте, будут крепко стоять и судьбы наших учеников. Невозможно победить народ и невозможно победить страну, не сломив духовную основу их жизни. Мы знаем, какие силы брошены на то, чтобы воспрепятствовать духовно-нравственному росту личности. И дай Бог, чтобы мы все вместе утверждали важность духовно-нравственных основ, важность духовного измерения в человеческой жизни, и особенно подрастающего поколения.
В течение двух дней педагоги, кураторы групп техникумов и колледжей, победители и призеры всероссийских конкурсов участвовали в мастер-классах и практикумах. На этих занятиях они совершенствовали свои навыки в проектной и грантовой деятельности, наставничестве, изучали, как развивать ученическое самоуправление, методы профилактики преступности среди несовершеннолетних и многое другое.
По итогам краевого Форума классных руководителей были определены приоритеты развития института классного руководства в Хабаровском крае для более плодотворного развития воспитательной деятельности в современных условиях в рамках педагогической традиции.