Хабаровск православный Журнал Самый загадочный писатель дореволюционной России

Самый загадочный писатель дореволюционной России

Ольга Романова (Информационный отдел Хабаровской епархии).

20.06.2011

Этот сериал наделал много шума, как среди обычных зрителей, так и среди литераторов. Одни считают: режиссер Владимир Хотиненко слишком «вольно» обошелся с образом Достоевского, другие в восторге от фильма о великом писателе. Не знаю, был ли гений таким, каким представил его актер Евгений Миронов, но сериал Достоевский изменил мое отношение к писателю.

- Ты разочарована тем, что Достоевский был каторжанином, игроком? - улыбается моя бабушка — учитель литературы.
- Нет, просто он совсем не такой, каким я себе его представляла! Он — человек, обуреваемый страстями, но стремящийся к Богу. Такой же как и мы. И это он — великий Достоевский, которого я считала сухим... А та девушка, которая устроилась к писателю работать стенографисткой, станет его женой? - не унималась я. Личность Достоевского, «оживавшего» буквально на глазах, занимала меня все больше...

Фильм о великом классике поставил Владимир Хотиненко (россиянам он известен как режиссер картины «Поп»). В сериале играет «звездный» актерский состав: Чулпан Хаматова, Александр Домогаров, Дмитрий Певцов... Роль Достоевского досталась Евгению Миронову. Любопытно, что в постановке он заговорил «не своим тембром». Актер прочитал в воспоминаниях современников Федора Михайловича: у писателя был голос «с трещинкой». Когда же Достоевский пел (а он очень любил петь) - это был тенор.
«И я играю его во всех возрастах. В этом-то и была сложность: найти, как он меняется. Как стареет Федор Михайлович, оставаясь при этом Достоевским? Честно говоря, мне помогал грим. И пластика. Но самое главное, что в Достоевском оставалось - "горящий глаз", его максимализм во всем: по отношению к себе, и к жизни, и к обстоятельствам, и к вере. Глаз "горел" до последнего...» (из интервью Евгения Миронова «Российской газете»)

Сериал охватывает 30 лет жизни писателя. Зритель застает Достоевского в возрасте 29-ти, и наблюдает за его судьбой почти до самого финала: вот «Федор Михайлович» поднимается на эшафот, и в последний момент приходит известие о помиловании; вот он обменивается случайным взглядом со своей будущей женой... Самый загадочный писатель дореволюционной России на экране «живет», «думает», «радуется», «страдает» …
Не случайно фильм начинается с событий декабря 1849 года. После разгрома кружка «петрашевцев» писателя ссылают на каторгу. Именно во время своего заключения Достоевский и стал Достоевским. Его изменили люди, с которыми Федор Михайлович бок о бок провел четыре года. Классик уверял: они страдали больше, чем он. Пребывание в заключении сбило с Достоевского всю спесь (незадолго до этого, писатель обрел в узких кругах немыслимую литературную славу, написав произведение "Бедные люди"). Впоследствии время пребывания в остроге Федор Михайлович вспоминал с благодарностью, говорил о «поистине святых минутах» (и это при том, что тогдашняя каторга разительно отличалась от современных колоний строгого режима).

«В ссылке Достоевский постоянно жил верой и Богом. Ему ведь там жены декабристов подарили Евангелие... У него был свой путь к Богу. Он шел долго и, возможно, где-то там продолжает идти этой дорогой. Он был одухотворенный творец и просто верующий человек. Хотя есть воспоминания, которые описывают, как он всю службу стоит на коленях», рассказывает в интервью сайту «Вокруг ТВ» режиссер Владимир Хотиненко.
В прошлом сторонник социалистических убеждений Достоевский теперь считал: царь является помазанником Божьим. И еще .. без Господа не может быть свободы.

- Ты знаешь, что читать Достоевского любят те, кто много пережил, те, кто ищет смысл жизни? - моя бабушка-литератор делает для меня одно открытие за другим….
- ?
- Он учит многому … Выход Федор Михайлович видит в покаянии...
Жизнь гениального писателя была полна потрясений: смерть первой жены, кончина сына Алеши, тяжелая болезнь... События, воспоминания о дорогих людях, душевная борьба, так или иначе, отразились в его творчестве.
Снимая фильм, Владимир Хотиненко перечитал все произведения Федора Михайловича и открыл его заново: «Это всегда свет, это всегда надежда, независимо ни от чего. Надо обладать гением Достоевского, чтобы в этих страшных путешествиях по человеческому существу, по душе обязательно найти путеводную звезду, обрести этот свет и понять, куда идти дальше. … Сложнее, глубже, чем Достоевский, рассказать о человеке невозможно. Я и людей лучше стал понимать... Получился некий диалог с Федором Михайловичем, в обычной жизни невозможный».

Сериал «Достоевский» получил и одобрительные отзывы, и критические. Так, одни зрители считают, что Владимир Хотиненко «забросал писателя грязью», другие сочли фильм мелодрамой, третьи - недовольны тем, что не показано раннее творчество писателя. Есть и те, кто уверен: режиссеру не следовало показывать пристрастие Федора Михайловича к рулетке.

«...Достоевский не мог быть одинок еще хотя бы потому, что он очень любил людей. Помогал многим реально и не только советом или задушевной беседой, но и деньгами, часто ходатайствовал за человека перед властями, добивался пересмотра уголовных дел, писал статьи в защиту кого-либо...» (из интервью члена Ассоциации русско-французских журналистов Татьяны Масс).

Мне кажется, режиссер дал понять зрителю, что он хотел «сказать». В начале фильма он показывает как «художник Перов» рисует портрет Достоевского. Мазки «смешиваются» с кадрами из жизни писателя. Думаю, Хотиненко желал сделать свой, кинематогрофический портрет: показать то, как он видит личность гениального классика (лично я не могла оторваться от игры Миронова).

То, что «Достоевский» показан не идеальным, не отняло и доли уважения к нему. Наоборот, пробудило желание пообщаться с великим классиком лично: перечитать произведения Федора Михайловича.

Наверняка в фильме есть доля художественного вымысла. Однако, судя по интервью режиссера, он все же старался опираться на исторические факты. Пользовался и воспоминаниями близких людей писателя. Так, в постановке есть эпизод: 60-летний «Достоевский» вместе с молодым философом Соловьевым едут в Оптину Пустынь встретиться со святым старцем Амвросием. (Федора Михайловича волновали сложные метафизические вопросы, связанные с устройством мира).

Известно, что пребывание в святом месте сильно повлияло и на жизнь писателя и на его творчество. А святой Амвросий Оптинский, поразивший Достоевского своей внутренней духовной красотой, стал прообразом прекрасного, полного неземного величия инока Зосимы из «Братьев Карамазовых», отдавшего себя всего на служение человечеству (хотя литературный персонаж — это, конечно же, не святой старец Амвросий).

Кстати, "Братья Карамазовы», по замыслу писателя, должны были стать частью большого произведения под названием «История великого грешника». К сожалению, эту эпопею Федор Михайлович так и не успел дописать...

Сериал «Достоевский» вышел в эфир. Однако те, кто не смог посмотреть постановку, все же смогут ее оценить: телеканал «Россия» «выложил» фильм в Интернете на своем официальном сайте. Кроме того, руководство канала «Культура» намерено показать полную версию сериала в ноябре этого года, ко дню рождения Федора Михайловича.


Новости