Хабаровск православный Журнал Рождение иконы - дело божественное, или о чем говорят будущие иконописцы?

Рождение иконы - дело божественное, или о чем говорят будущие иконописцы?

По материалам сайта Христорождественского собора

27.01.2019

В прошлом году на базе Христорождественского собора в Хабаровске начала работу иконописная школа. Ее учащиеся посещают теоретические и практические занятия один-два раза в неделю, а иногда собираются просто для того, чтобы обсудить новости и, конечно, поговорить  на близкую всем тему иконописи.

В минувший четверг состоялась одна из таких «внеучебных» встреч, на которую, по приглашению будущих иконописцев, пришел иерей Евгений Веселов. Батюшка неплохо знаком с иконописью — его супруга занимается реставрацией.

Отец Евгений рассказал, что дошедшие до нас образа многовековой давности в большинстве утратили свой первоначальный вид. И дело тут не в старении, а в том, что необходимые попытки «подновить» древние иконы неизбежно приводили к утрате так называемого авторского слоя. Смыта позолота там, где она была, где-то утрачены нимбы, выбелен лик, а где-то, наоборот, прорисованы новые детали, взамен утраченных.

- Поэтому сейчас, когда мы приходим в музей и видим древние иконы, то должны понимать, что это то, что «осталось» после реставратора, и вовсе не автор так написал, - заметил батюшка.

Коснулись в разговоре и истории иконографии. Некоторые сюжеты, знакомые и привычные, появлялись и развивались с ходом истории.

- Например, иконы Воздвижения Креста или Покрова Богородицы появились позже многих других. И с течением времени, когда прославляются новые святые, появляются и их иконы со своей особой иконографией. Это нормальный естественный процесс.

Особое место в разговоре уделили иконе Святой Троицы Андрея Рублева. Иконография Святой Троицы - замечательный пример того, как развивалась иконопись: от простой иллюстрации библейских событий к зримому богословию.

Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца.  Традиционно до Рублева Троицу изображали в образе «Гостеприимство Авраама». Этот иконографический канон отсылает зрителя в далекие ветхозаветные времена.

- Преподобный Андрей Рублев, полнее раскрывая догмат о Троице, оставил минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива – «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Этот образ — ярчайший пример того, как икона может отражать в себе всю суть нашей веры, - отметил отец Евгений.

Засиделись будущие иконописцы допоздна, забыв и про чай, и про время. А на прощание батюшка сказал слушателям, что если для них обучение иконописи не просто увлечение и способ провести время с пользой, а именно выбор  по вере, носимой в сердце, то нельзя забывать, что рождение иконы  — дело божественное. Иконописец не сможет писать иконы, вооружившись только отменным знанием теории, овладев техникой, даже достигнув мастерства — просто ничего не получится! Важно не забывать о посте, молитве и уповании на помощь Божию!





Новости, Приходы