Приезд Святейшего или взгляд никем не видимых людей
Юлия Шутова15.09.2014
От Литургии, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, остались чудесные воспоминания… Главный храм Хабаровска, как и весь краевой центр, готовился к этому визиту. Конечно, десятки камер, объективов фотоаппаратов старались запечатлеть самые красивые и торжественные моменты, тем более, что посмотреть было на что.
Привычное место с правой стороны от входа в родном кафедральном. Наблюдаю за теми, про кого редко говорят и пишут, но без кого не было бы никакого уюта в храме: так называемые технические работники, прихожане, несущие послушание у подсвечников, повара, охрана и так далее…
Уже утихли церковные песнопения, не слышно проповедей, сотни людей разошлись по домам, унося с собой частичку тепла от молитвы со Святейшим. Храм возвращается в привычный ритм: «телевизионщики» демонтируют оборудование, хозяйственно окидывая взглядом уголки – не осталось ли чего, разбирают помосты, где стояли телекамеры, сматывают провода.
Женщины несут свое послушание в храме: чистят, моют, убирают.
Зеленое покрытие, на котором еще час назад стояло только духовенство, стало общедоступным: и вот по нему уже смело ступают зашедшие в храм.
- Ох, не затоптали бы, красивое оно такое, как травка, — вздыхают работницы. – Патриарх по нему ходил…
Одна из них смотрит на фреску с Ликом Христа:
- Когда Патриарх молился, мне показалось, что фрески посветлели…
- А мы заплакали, так хорошо было…
Вспоминаю, как все они вышли, чтобы увидеть, как подъезжает Святейший, осторожно и как-то очень бережно. Столько любви и добра в глазах, столько смирения в жестах: никуда они не рвались, не пытались коснуться или подойти ближе.
Из раздумий меня выводит вопрос:
- А у вас иконочка есть с Патриаршим благословением?
- Нет, — улыбаюсь я. – Не досталась… У меня ведь своя работа, свое «послушание».
- Ой, а как же вы? Такая память! У меня есть несколько, я вам принесу обязательно.
- Спасибо, — даже растерялась я.
Отвлекаюсь на просьбу сфотографировать украшения из цветов, вспоминая, как накануне эти композиции до двух часов ночи собирали в храме по цветочку. Работа никем не видимых людей, которая и творит всю эту красоту, и за которую им не нужно наград, признаний. Они не попадают в объективы теле — и фотокамер, а счастливы тем, что их любимому храму подарили икону, что выпала возможность увидеть самого Патриарха, что они слышали его слово, что молились с ним.
Убирается воск от свечей, моются полы, протираются стекла икон… Храм светится от чистоты и уюта. Разве сам? Или трудами тех невидимых, которые тихо вздыхают: какое нам, недостойным, счастье – в наш родной храм приехал Святейший Патриарх…
- Долго-долго помнить все это буду. Слава Богу за все. Ой, так мне же бежать нужно, вон, свечи догорают…
Прислоняюсь к стенке, наблюдая за снова размеренной жизнью храма, в истории которого визит Патриарха станет очень-очень важной страницей.