Хабаровск православный Журнал Правящий архиерей принял участие в пленарном заседании краевой августовской научно-практической конференции педагогических работников

Правящий архиерей принял участие в пленарном заседании краевой августовской научно-практической конференции педагогических работников

Информационный отдел Хабаровской епархии. Фото: Алексей Скуридин

10.08.2019

9 августа 2019 года в Правительстве Хабаровского края завершила свою работу ежегодная августовская педагогическая конференция. В работе заседания принял участие митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий, представив доклад на тему «Историческая роль Православной культуры в деле воспитания подрастающего поколения».

В течение двух дней педагоги обсуждали будущее развитие системы образования в Хабаровском крае. Мероприятие завершилось пленарным заседанием на тему «Образование в интересах человека: драйверы изменений».

Кроме работников сферы образования с многих муниципальных образований региона на конференции также присутствовали представители органов законодательной и исполнительной власти, руководители и специалисты Агентства стратегических инициатив, представители институтов развития из ЕАО, Сахалинской области, Новосибирска, Челябинска, специалисты Хельсинского университета Финляндии, представители Российской академии наук и издательства «Просвещение».

Участники конференции традиционно подвели итоги прошедшего учебного года и наметили планы на новый год. Учителя, руководители учебных заведений, специалисты управления образования на протяжении нескольких дней участвовали в различных заседаниях, а также обменивались опытом.

В завершении педагогической конференции работники сферы образования наметили планы на будущее.

Доклад митрополита Хабаровского и Приамурского Артемия.

Тема: "Историческая роль Православной культуры в деле воспитания подрастающего поколения".

 

Прежде всего, хочу привести эпизод из жизни преподобного Серафима Саровского. Однажды пришла к нему женщина с сыном и попросила благословение на обучение его иностранным языкам, на что преподобный Серафим отметил: «Не торопись детей-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде; а прочее приложится им потом (Мф.6,33)».

Духовно-нравственное состояние довольно точно можно соотнести с историческими периодами: 1) древняя и средневековая Русь – церковный период, 2) 18й – 19й век – государственный период, 3) особым образом выделяется советский период и 4) затем новейшие концепции воспитания.

Но прежде всего, чтобы глубже понять основу духовно-нравственного воспитания хотелось бы коснуться самой духовной сущности человека.

В славянском языке «ЧеловЪкЪ» согласно исследования профессора Некрасова образовалось из слова «селовек» или «словека», т.е. существо словесное, или – по определению Хомякова «чел» — думать, «вик» — живущий. Мысле-живущее т.е., способное мыслить — это главная отличительная особенность человека от прочих существ. Именно в способности мыслить и заключается образ Божий в человеке, а подобие в свободно приобретаемых Богоподобных нравственных качествах. Согласно святоотеческому учению, природа человека состоит из трех частей: -дух; душа; и тело.

Дух - это та сила, которую Бог вдохнул в лице человека, вместе с тем внутренним нравственным законом, который мы часто называем – «совесть» и она судит нас порой вне зависимости от нашего желания. Именно дух рождает в нас жажду познания бесконечного, не может насытиться ничем земным и ищет единения с себе подобным, т.е. со своим Творцом.

Дух одухотворяет душу человека и наделяет её способностью мыслить о вещах неземных и возвышенных. Душа в свою очередь дает жизнь телу, управляет им, используя его как инструмент своей деятельности.

Как мы видим, между этими частями должна присутствовать строгая подчиненность. Тело должно подчиняться душе, душа — духу, а дух по своему природному свойству должен иметь общение с Богом. Только в таком соответствии возможна полная гармония человеческой личности.

Нарушение этой последовательности, в особенности отлучения духа от Бога, влечет за собой превращение человека из духовного существа в существо душевное, или плотское.

Дух, отдалившись от Бога помрачается, теряет свою силу и подчиняется душе; душа, не возвышаемая духом, подчиняется телу. Человек всем своим существом погружается в чувственность, становится во многом зависим от влияния физического мира. Такое состояние человека называется плотским или душевным.

О чём и говорит апостол Павел: «В последние времена люди, будут душевные – не имеющие духа».

К тому же помраченный, но стремящийся к бесконечности дух, предает телесным чувствам безграничность. Этим о объясняется разложение человека и общества, отступившего от Бога и Его нравственных законов.

Именно в таком состоянии пребывали наши предки — славянские племена до принятия в 988г. крещения.

 

I

Различные племена, населявшие Русь, поклонялись каждый своим местным идолам, почитали культ умерших предков, поклонялись стихиям видимой природы. Их дух блуждал во мраке идолослужения и не мог сообщить душе никаких высоких нравственных ценностей.

Поэтому наши предки и не отличались высокой нравственностью, а порой проявляли страшную жестокость. Изучая этнографию восточных славян мы видим, что многие племена, живя родовыми общинами, не имели понятия о единобрачии. Дети воспитывались общиной, порой, не зная своих отцов. Немощные старики нередко оставлялись в лесу на съедение зверям. Были и человеческие жертвоприношения жестоким богам. Постоянная межплеменная вражда уносила многие молодые жизни.

Крещение Руси положило начало бытию нашего государства. Оно было выдающимся событием не только в истории Русской церкви, но и в истории нашего народа. Христианство создало духовную основу для единства древне-русского государства.

После принятия христианства на жизнь древней Руси оказали влияние византийская литература, естественные научные воззрения и, в первую очередь православное нравственное богословие. Христианство дало стимул развития собственной письменности на Руси, благодаря ученым монахам братьям Кириллу и Мефодию, верным чадам восточной Православной Церкви, давшим письменность славянам. В это время стала обильно появляться древнерусская письменность, что позволило великому князю Ярославу Мудрому учредить при Софийском Соборе первую на Руси библиотеку. Появился институт «мастеров грамоты». Это были как одиночные учителя, так и целые школы, куда ребенок отдавался для обучения. Обучение традиционно велось кроме букваря по Псалтири и Евангелию. А следовательно, подобное обучение, кроме чисто учебных, обязательно совмещали в себе и духовно-нравственные функции. Т.е. было способом не только обучения, но и воспитания.

Важное значение в создании нравственных идеалов принадлежит литературе исихастов (подвижников духовного благочестия). Их идеи самоотречения, помощи ближним, терпения находящих скорбей, помогали русскому народу переносить лишения, смотреть на мир с любовью и действовать с добротой к людям, отвращаясь насилия. «В условиях таких идеалов, — пишет академик Д.С. Лихачев, — у людей древней Руси была удивительная любовь к миру при одновременном признании этого мира греховным, суетным, «мимотекущим» и «злым». Это изначальное миропонимание, пронизывающее плоть и кровь народа, из поколения в поколение живет в нас в нашей вере, в народной совести.

II

Начиная с 17 века на Руси наблюдается проникновение европейской образованности, формирование нетипичных для древнерусской духовно-нравственной традиции подходов к осмыслению природы человека, целей, путей, способов и средств его воспитания и обучения. Происходит усиление внимания к рациональной познавательной деятельности. Все это закладывает основы для перехода в 18-м веке к «государственному» периоду общественной жизни, когда нравственное влияние Церкви на народ, в особенности на интеллигенцию, ослабевает под сокрушительными ударами царя реформатора Петра I. Церковь обезглавлена, лишена своего патриарха. Во главе её ставится послушный царю Синод, управляемый напрямую обер-прокурором, не всегда лояльным к ней. Нарушилась «симфония» власти между церковью и государством, произошел исторический перекос и в духовно нравственном состоянии народа. Московская Русь вступала в новый период- период Императорской Руси, а Церковь в так называемый Синодальный период. Был свергнут сакральный примат авторитета Церкви и заменен приматом авторитета Государства и общей светской культуры.

Новизна Петровской реформы лежит в основном даже не в западничестве(этими идеями на Руси увлекались и до него), а в секуляризации- т.е. уменьшения влияния религии в общественных и частных отношениях.

Именно в этом реформа Петра была не просто поворотом, а переворотом.

Образование было разделено на светское и духовное. Основной задачей новосозданной светской школы стало теперь не столько духовно-нравственное воспитание, сколько обеспечение кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров. Во главу угла теперь ставятся не нравственные качества, а чисто деловые, профессиональные. В управление допускаются иноземцы, которым чужды культура и сам быт русского народа. В высшем обществе царит европейский образ жизни, и даже сам русский язык считается языком черни. Таким образом, Петр подорвал саму основу государства – его нравственно-религиозный характер.

 

III

Девятнадцатый век характеризуется периодом поиска путей к национальному идеалу. Возникают и развиваются дискуссии о путях развития русской культуры и образования между западниками и славянофилами.

К середине века окончательно сложилась система классического образования, где в качестве педагогической платформы воспитания и образования были приняты три принципа: православие, самодержавие и народность. Задачи обучения при этом в целом считались подчиненными задачам воспитания и нравственного развития личности. Отдельно хотелось бы указать на педагогическую деятельность в это период Константина Дмитриевича Ушинского.

Профессор К.Д. Ушинский обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание возможно только с учетом знаний всех наук о человеке. Разработал идею народности воспитания, которую тесно увязывал с религиозно-нравственными устоями православия. Методические основания идей Ушинского это воспитание трудолюбивого и активно мыслящего человека, патриота с твердой волей и характером; опора в воспитании и обучении на русский язык и традиции; равное с мужчинами образование для женщин; недопустимость слепого копирования «иноземных» систем, не соответствующих духу русской народности. Кстати после многих опытов с образованием большевики в конце концов взяли за основу идеи Ушинского, сформировав советскую школу, но уже без православия.

IV

Советский период 1920х-80х годов был очень разнообразен.

Первые послереволюционные годы соединили в себе ориентацию на «трудовую школу». В 20-е годы вводится единая трудовая политехническая школа с идеями «свободного воспитания», основанного на переработке западного опыта.

В 30-е годы «школа труда» превращается в «школу учёбы». Создается устойчивая школьная система с регулярным предметным обучением, единым режимом занятий, стандартными программами и учебниками. Идея сама по себе прогрессивная и эффективная. Однако в условиях Советской безбожной власти в школах вводится жестокая регламентация, в обучение вносятся идеологические схемы пронизывающие практически все предметы. Таким образом, не смотря на то, что целью воспитания декларировалось всестороннее развитие личности, на самом деле готовились послушные исполнители — «кадры социализма». Говорить же о духовности воспитания в нашем свете понимания этого слова просто не приходится, так как общепринятой была государственная идея коммунистического воспитания молодежи.

V

В постсоветский период рухнули идеи коммунистической морали. Школа практически отказалась от процесса воспитания детей и молодежи, ограничившись лишь подачей «голых» знаний. В 90-е годы государство бездействовало, не находя точки опоры для воспитания своих граждан. Целое поколение молодых людей воспиталось в условиях дикого рынка, где побеждает сильнейший. Практически были попраны все нормы морали.

К счастью (хотя и с большим опозданием) губительность исчезновения в нашем обществе воспитательного начала из образования и всей культуры осознали на самом высоком государственном уровне, после чего была написана и принята Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ». Поэтому в последние годы деятельность Министерства образования определяется стремлением к срочному и всемерному восстановлению воспитательного начала в народном образовании на всех уровнях от дошкольного, школьного и до высшего.

В концепции модернизации российского образования отмечалось: «Важнейшие задачи воспитания – это формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания и духовности».

Целью воспитания является выработка у отдельной личности и общества в целом, основанной на мировоззрении данного народа нравственности – своеобразного умения выбирать не просто то, что нравится, но только то из понравившегося, что исходя из накопленного исторического и общественного опыта не губительно, не вредно для жизни как личности так и общества в целом.

Нравственность с её тягой к сохранению и бесконечному продлению человеческой жизни неизбежно связана с верой, ибо на основе веры как совершенно особого вида познания бытия можно объяснить его целостность и бесконечность. Таким вероисповеданием для русского человека всегда было и будет православие, из глубины веков несущее нам силы для духовного возрождения. И поскольку, единой «теории воспитания 21 века» пока не выработано, но попытки возродить православные традиции в воспитании уже существуют и к ним стоит присмотреться. С этой целью и существует в предмете ОРКСЭ модуль Основы Православной культуры.

 

ОПК

Хотел бы обратить внимание на преподавание модуля Основы православной культуры в школах Хабаровского края. Процент выбора ОПК в крупных городах Хабаровского края очень низкий и с каждым годом, к сожалению, снижается и мы остаемся к этому холодны и равнодушны.

Но «свято место пусто не бывает». Западная мультикультура и обилие различных субкультур заполняют сердца наших детей, для которых святыни и ценности предков уже не имеют большого значения. От Вас, уважаемые педагоги, зависит очень многое. Особенно преподавание «Основ Православной культуры» в общеобразовательных учреждениях, как способ сохранить культуру наших предков для будущих поколений. Да, где-то проблема с учебниками, где-то в разделении классов, выбирающих разные модули ОРКиСЭ, но путь нравственного восхождения всегда тернист, и мы должны преодолевать его, прилагая усилия.

Естественно, что при выборе любого модуля ОРКиСЭ должно учитываться свободное волеизъявление родителей, но и их нужно воспитывать, как раз они и есть продукт 90-х. В свою очередь Хабаровская епархия готова предоставить для учителей, преподающих Основы Православной культуры, необходимую методическую, практическую, духовную помощь, чтобы сделать модуль ОПК доступнее и понятнее для всех заинтересованных сторон.

 

 

 



Новости, Митрополит, Образование