Понедельник начинается в… воскресение или самый счастливый день
Любовь Кутузова23.11.2011
Понедельник, половина шестого утра – на улице темно и морозно, еще не погасли фонари, похрустывает под ногами свежий снег, а из окошек алтаря, в церкви Святителя Иннокентия Иркутского льется теплый свет. Захожу – в храме царит легкий полумрак, тихонько потрескивают свечи перед образами, мерцают лампадки, и, не смотря на столь ранний час, уже собралось немало людей, и прибывают все новые.
21 ноября отмечается день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, но у нас на эту дату пришлись два, нет, даже три Праздника. Я хотела написать только лишь про один, но они столь тесно переплелись, что лучше я вернусь назад и расскажу сначала, как наш понедельник начинался в воскресение. Почему в воскресение? Потому что в этот день к поздней Литургии к нам в храм прибыл чудотворный мироточивый образ Божией Матери «Умягчение злых сердец». И всю ночь до утра понедельника непрестанно, с небольшими перерывами, перед ним совершались службы, а непрекращающаяся вереница людей текла в храм. Прихожане, «захожане», люди из других храмов, с бутылками под святую воду, с иконочками, с молитвословами... Про последнюю категорию, кстати, расскажу чуть подробней.
Прямо врезалась мне в память эта картина – в небольшом перерыве между службами, пока наш клирос отдыхает и допивает горячий чай, захожу в храм и вдруг слышу чистое, слегка дребезжащее: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным своим Омофором». У колонны стоит пожилая семейная чета, они смотрят на икону, улыбаются и тихонько много раз поют Ей эту свою нехитрую просьбу. Люди из очереди: кто-то шепотом, еле слышно им подпевает, кто-то вопросительно косится, что мол, за странные экземпляры у вас тут водятся. Но пара не обращает ни на кого внимания, они смотрят на Ее образ и так же тихонько продолжают петь, а в ответ от Ее иконы текут все новые «слезы» и ощущается легкое благоухание, как от ландышей. Когда далеко за полночь я еще увидела стареньких бабушек, которые, не прекращая напевать себе под нос «Богородице Дево, радуйся», начищали подсвечники и подметали пол, то начала догадываться, где обитают никем незаметные подвижники, на чьей простой, но искренней молитве, держится какая-то, явно немалая часть нашего мира.
Пытаюсь себе представить: наверное, по неотступным просьбам таких вот подвижников в день Собора Архистратига Михаила 113 лет назад, в 1898 состоялось торжественное освящение Градо-Хабаровской Свято-Иннокентьевской церкви. Интересно, как они тогда жили, трудились? Достойно ли мы сейчас продолжаем начатое ими служение? Хотя нет, не мое это дело - сравнивать достоинство дел, поэтому я этим заниматься не буду. Скажу только лишь, что сейчас мы пытаемся жить как одна большая христианская семья с общими радостями, заботами и проблемами. У нас служат замечательные, мудрые, добрые, отзывчивые до чужой беды батюшки и им под стать такие же чуткие, энергичные и жизнерадостные прихожане. Нет, не святые, конечно, со своими грехами, но которые своей искренностью и добротой покрывают многие недостатки, а своей заботой и готовностью жертвовать свое время и силы, часто сглаживают и сводят на «нет» наши общие храмовые проблемы.
Эти же прихожане энергично подтягиваются к утренней Литургии к 6 утра и, постепенно просыпаясь, радостно поздравляют друг друга с Днем Рождения храма, днем Небесных сил Бесплотных и с пребыванием в храме мироточивого образа Богородицы – так три значимых события пришлись на один день – наверное, один из самых счастливых дней, дерзну написать, для любого из присутствующих на утренней службе.
В 7-30 мы отслужили последний молебен перед мироточивым образом, попрощались с хранителем иконы Сергеем и отправились на праздничный завтрак – так незаметно прошла ночь, и воскресение плавно перешло в понедельник. Начинался новый день…