«Помощник и покровитель бысть мне во спасение…»
Пресс-служба Хабаровской епархии08.03.2011
Комсомольск-на-Амуре, 7 марта 2011 г. Вечером в понедельник первой седмицы Великого поста архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк на великом повечерии в храме святого пророка Илии совершил чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Перед началом богослужения владыка обратился к прихожанам с архипастырским поучением. После начальных молитв архиепископ Марк вышел на середину храма и в тишине, и при внимательном настрое прихожан произнес слова первого тропаря канона: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление». К тропарям канона хор припевал покаянный припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Великое повечерие состоит в основном из псалмов. Его можно разделить на три части. Первая часть включает шесть псалмов и гимн «С нами Бог», взятый из книги пророка Исайи. Вторая часть также включает псалмы и молитву царя Манасии. Третья часть помимо псалмов содержит славословие, после которого громко и величественно поется особое песнопение «Господи сил, с нами буди…» со стихами из 150-го псалма «Хвалите Бога во святых Его...».
В первые четыре дня Великого поста в начале великого повечерия назначается покаянный канон Андрея Критского. После возгласа священника, начальных молитв и 69-го псалма сразу следует чтение Великого канона.
Великий канон – это произведение удивительной силы и красоты, представляющее собой беседу кающегося человека с собственной душой: «Приди, несчастная душа с плотию твоею, Создателю всего исповедайся, и воздержись, наконец, от прежнего безрассудства, и принеси Богу в покаянии слезы».
В Великом каноне очень широко используются образы и сюжеты из Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Как правило, это довольно трудные тексты, поэтому к восприятию этого канона необходимо заранее готовиться.
В конце великого повечерия положено чтение молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...» и чин прощения, похожий на тот, который совершался вечером в Неделю сыропустную: предстоятель творит поклон и испрашивает у прихожан прощения.
Фоторепортаж: Ссылка