Почему Сын Божий после грехопадения Адама так долго медлил сойти на землю?
Тамара Ступина20.09.2011
Святой евангелист Матфей, а святой евангелист Лука – дважды, оба передают слова Спасителя: «кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23:12, Лк.14:11, Лк.18:14).
И мысль эта ещё неоднократно повторяется на страницах Нового Завета. Так жил на земле Сам Христос, пример такой жизни явила нам Его Пречистая Мать. Она была невероятно скромной. Её жизнь не была окружена почётом и славой даже в те дни, когда жители Иерусалима кричали «Осанна!» Её Сыну. В день, который мы ныне празднуем как Сретение Господне, старец Симеон Богоприимец, увидев младенца Христа, которого впервые принесли в храм, пророчески сказал, что через душу Девы Марии «пройдёт оружие», то есть Её душа будет ранена тем, что сделают духовно слепые люди с Её Сыном: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:35).
Единственное событие в жизни Божией Матери, когда Она была окружена почётом и славой – Её Успение.
О земной жизни Богородицы писали самые ранние отцы Церкви, например, Дионисий Ареопагит, Мелитон Сардийский, Епифаний Кипрский, святитель Амвросий Медиоланский, святитель Ювеналий, патриарх Иерусалимский, и их свидетельство не вызывает сомнений. В первые века христианства было написано много подробных описаний земной жизни Божией Матери. Все свидетельства о Её земной жизни единодушны в том, что Богородица явила пример подлинного смирения. Святитель Амвросий Медиоланский (+397) в «Слове о девственницах» подробно говорит о Божией Матери. Предание Церкви, на которое опирался святитель, сохранило точные сведения о Её жизни, о манере Её общения с людьми. Она никогда не превозносила Себя, никого никогда не обижала, не раздражалась, никого не пыталась убеждать силой слова и даже говорила негромко. Её тихие, спокойные, умиротворённые слова несли в себе огромную внутреннюю силу. Мы даже знаем, как Она выглядела, потому что апостол и евангелист Лука, который Её хорошо знал, был первым иконописцем, отразившим Её человеческий лик, отражающий смирение и силу Божию. Её жизнеописания повествуют даже о том, как одевалась Пречистая Дева: скромные одеяния естественных цветов, подчёркивающие внутреннюю чистоту и смирение.
С именем «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим» – как чествует Богородицу Церковь – связаны двунадесятые церковные праздники, которыми Церковь начинает и заканчивает календарный год. 21 сентября, Рождество Богородицы – первый великий праздник только что начавшегося церковного года.
Церковное Предание бережно сохранило память о тех далёких событиях. Её родители – священник Иоаким и Анна – были благочестивы, но их долголетие было омрачено бездетностью, которая считалась среди иудеев явным признаком того, что Бог отвернулся от этой семьи. Они подвергались общественному осуждению, а Иоакиму поэтому даже запретили служение в храме. Супруги всю жизнь молились о даровании ребёнка, но после запрещения в священническом служении главы семьи решили усугубить молитву и расстались для этого на 40 дней. Иоаким пошёл в пустыню, а Анна осталась молиться дома. Молитва была услышана, и Анна зачала дитя в старости своей. И не просто дитя, а будущую Матерь Божию, через которую Спаситель пришёл в мир.
Начиная с Исаака, сына Авраама, до Иоанна Предтечи и Самой Богородицы, Библейская история содержит немало примеров единственных детей в семье своих родителей, которых они родили в старости, будучи до того бесплодными.
«Почему Сын Божий после грехопадения Адама так долго медлил сойти на землю и воплотиться, чтобы спасти человечество? – задает вопрос святитель Дмитрий Ростовский и отвечает: – До половины шестого тысячелетия после греха Адама не находилось на земле Девы, чистой не только телом, но и духом. Была только Одна такая, единственная по Своей чистоте духовной и телесной, достойная стать храмом Духа Святого».
Церковь празднует Рождество Божией Матери, как Всемирное торжество, потому что это событие подтверждает исполнение Обетования Божьего о спасении рода человеческого от рабства дьявола. Через Еву пришёл в мир грех, а через Деву Марию – спасение всех людей от греха. Поэтому Божия Матерь стала по благодати матерью всего человечества.