Отец Евгений Лопатин: "Было тяжело, но мы же - дальневосточники… "
Сайт Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери28.06.2022
Протоиерей Евгений Лопатин – клирик Градо-Хабаровского собора Успения Божий Матери. Священником стал в 1999 году. Долгое время служил в селе Ленинском Биробиджанской епархии, а в 2017 году вернулся в Хабаровск. В этом году батюшке исполнилось 50 лет. О своём пути к вере и священству отец Евгений рассказал в интервью.
— Батюшка, как вы пришли к вере?
— Я крестился на пятом курсе Политехнического института в 1994 году, учился там на строителя. Вся семья моя пошла креститься. Мама повела нас всех. Я родился в Новосибирске, а потом с родителями переехали в Комсомольск-на-Амуре, отец строил сталелитейный завод, потом жили на станции Болонь, где отец строил военный аэродром, а потом уже в 1986 году переехали в Хабаровск и здесь остались. Здесь я школу и закончил. После института пошёл в армию, демобилизовавшись, работал на заводе, на железной дороге строителем. Стал ходить в храм. После Крещения я был под впечатлением. Для меня это было такое потрясение. Крестил нас отец Сергий Мещеряков в храме святого благоверного князя Александра Невского. В то время в храме было много молодёжи. Проводили в то время православный кинолекторий. Я подошёл к отцу Сергию и говорю: «Я чувствую, что меня в храм тянет, хочу при храме помогать». А он сразу никогда не отвечал. Говорит: «Надо подождать». Проходит две недели, я подхожу опять, как раз в праздник Святой Троицы, а он говорит: «Ну, давай, выходи со свечами!». У меня такая радость во время службы, что Бог со мной, у меня такого никогда не было! Я начал работать при храме, через несколько месяцев стал завхозом. Я работал где-то около 2-х лет, а потом в сентябре 1998 года начались курсы пастырские, и меня благословили идти на эти курсы.
— А со своей матушкой в храме познакомились? Расскажите эту историю.
— Она тоже ходила в храм. Нас познакомил отец Сергий. Однажды он напрямую сказал: «Вот эта девушка, присмотрись к ней». А я вообще в монастырь хотел, в Шмаковку собирался. В том монастыре жил старец Варнава (Губорьков) – к нему приезжало много народу. У меня сомнения, но я решил ничего не спрашивать у него. Просто подхожу под благословение к нему, а он мне говорит: «Сейчас через несколько месяцев будешь священником». Я что-то не понял, поулыбался, но так и получилось. Через несколько месяцев рукоположили во диакона.
— Получается, что вы быстро поженились? Как матушка на это отреагировала?
— Нам уже было по 26 лет, мы уже были готовы к семье, мы месяца два встречались, я сделал ей предложение, присматривался, конечно. Батюшка ведь сказал… А у меня был такой опыт, если он что-то говорит, то это всё не просто так. Я бы другому может и не поверил, а ему я верил. Я с ней общался, мне хорошо с ней, и ей со мной. Вот и сделал предложение. Венчались мы в храме Александра Невского в октябре.
— Потом вас рукоположили? И где Вы служили?
— В диаконы меня рукоположил владыка Марк в марте 1999 года, в священники - в октябре 1999 года. Я служил в Покровском храме и в Христорождественском соборе. Потом до 2017 года я был с селе Ленинское Еврейской автономной области, служил в храме Архангела Михаила.
— Расскажите, как вы жили с матушкой в маленьком селе?
— Сначала там не было условий, несколько месяцев ремонтировал дом, где мы должны были жить. И сам приход – бывшая ПМК, там был картонный иконостас, мы полностью всё переделали.
— Сложности вас не испугали?
— Мы думали, что всё у нас получится с Божией помощью, Господь нас не оставлял, многие помогали, владыка Аристарх, тогда ещё игумен, наши родители очень поддерживали, прихожане хорошие. Было тяжело, с одной стороны, но мы же - дальневосточники… Привёз матушку, жильё было уже, дочка у нас родилась, матушка с дочкой, огород посадила и в храме мне помогала. Потом пошли дети, пятеро у нас, было не скучно…
Храм мы построили в 2010 году, в 2013 году у нас была очень тяжёлая ситуация – наводнение. Если бы дамбу прорвало, можно было не успеть выйти из дома, потому что Амур за огородом уже, нас бы просто смыло. Людей из посёлка эвакуировали, я матушку увёз. А сам остался в храме, он повыше был, я там жил, чтобы на случай затопления успеть поднять иконы. Храм нельзя было бросать. В общем, я там полтора месяца жил. Продукты доставляло МЧС. Несколько раз ездил к беженцам-подтопленцам, крестил их. На другой стороне села Бабстова военные сделали палаточный городок, Крестный ход у нас там был с иконой. Крестили тогда около 300 человек. Вещи собирали с епархией и раздавали им, молебны постоянно служили.
— Расскажите о вашем нынешнем служении милосердия?
— Уже несколько лет мы помогаем приюту для бездомных возле села Петропавловка. Там живут люди с инвалидностью, многие лежачие. Живут в основном женщины, пожилые, старики все лежачие. Я думаю, что они выпили в своей жизни уже достаточно.
Если ты по-доброму к ним, они откликаются, если без всяких там нравоучений, искренне поздороваться, добрые слова какие-то сказать, поддержать, пожелать всего хорошего, подарочки привезти. Они же вниманием не избалованы, они рады гостям, что появляется чужой человек. Мы привозим им крупы, консервы, лекарства, которые они заказывают, передаем одежду, постельное белье. Всё собираем с помощью наших прихожан, которые откликаются на просьбы.
Надо с толком помогать человеку, надо понять, что для него важно и полезно, потому что Бог же тоже добра хочет каждому из нас.
— Сейчас дети уже взрослые?
— Сын старший в армии, служит во Владивостоке, дочка старшая замужем, внучка есть, ещё два сына в техникуме учатся, третий курс и младшая дочка 15 лет - школьница. Они мне в алтаре помогали, когда маленькие были и подростками, а сейчас - учёба и своя молодёжная среда. Видимся со всеми по вечерам, я прихожу со службы, они с учёбы, а матушка с работы, все вечером за ужином собираемся, в какой-то выходной куда-то вместе выходим, всё как у всех.