Остановка по требованию:" МИЛОСЕРДИЕ и ЛЮБОВЬ"
Юлия Стрильчук. Использованы материалы книги "Православные святыни".Фото: http://materinstvo.ru/art/2806/22.04.2011
Настало время. В эти страстные дни мы проживаем самые страшные испытания Христовы, мы подходим к самому главному дню нашей православной земной жизни.Хотелось бы еще раз напомнить все Страсти Спасителя нашей грешной душе. Напомнить, помнить и не забыть.
Евангелие описывает серию предательств, постигших Христа: его ученик Иуда оказывается способен продать Учителя за деньги, Петр и другие ученики дают пустые обещания остаться с Ним до конца, затем они же не могут поддерживать Его в Гефсимании. Затем снова Петр обнаруживает полное непонимание происходящего, когда пытается защитить Иисуса мечом, затем бегство учеников, затем предательство бывших слушателей проповедей Иисуса, затем отвержение властями Его народа. От Иисуса отворачиваются все, Он остается один, без друзей, без последователей, без легионов Ангелов, без сияющей славы Отца. Он проходит человеческий путь. Кто из людей познал такое одиночество?!
Давайте представим, что мы с вами сейчас идем по стопам Спасителя, и преодолеваем все Скорби вслед за Ним, а где-то и вместе с Ним.
Виа Долороза (улица Скорби) - так именуется тот отрезок пути, по которому Иисус Христос под тяжестью креста шел до Голгофы – места распятия.
Священное значение этого пути велико для христианской души.
Крестный путь Спасителя начался с «моления о чаше» в Гефсиманском саду; это и есть начало Скорбного пути, по которому потом измученный бичеваниями, побоями и издевательствами Иисус Христос, всеми оставленный, нес Свой тяжкий крест. На этом пути церковными правилами канонизированы 14 остановок (станций), каждая из которых обозначена каким-либо благочестивым строением или памятным знаком: церковью, часовней, колонной или мемориальной надписью.
Лукавые фарисеи, зная о любви народа к Мессии и опасаясь, для себя дурных последствий за убиение Его, предали Спасителя на суд Понтия Пилата – тогдашнего правителя Иерусалима, чтобы он приказал казнить Сына Божьего по римским законам.
От дома Понтия Пилата и Претории римских прокураторов - в скорбном молчании с сокрушенным сердцем и начинаем повторять крестный путь Спасителя мира.
Первая станция Скорбного пути – место, где римский прокуратор судил Спасителя. Теперь на этом месте стоит женский католический монастырь «Сестры Сиона». В нем бережно хранятся помост и те самые камни, на которых стоял Иисус Христос.
Именно здесь Понтий Пилат сказал: «Я никакой вины не нахожу в Нем».
На этом месте Понтий Пилат, публично допросив Божественного узника внутри Претории, вывел Его к народу во внешний двор, чтобы ради праздника Пасхи отпустить Его, и сказал: «Вот Царь ваш!».
По преданию, солдаты преторианской гвардии, присутствовавшие при этом, грубо издевались над Ним, называя Сына Божьего «лжепророком». В это время Клавдия Прокулла, жена Римского прокурора, прислала сказать, чтобы он не осуждал Его, т.к. во сне она много пострадала за Него. Понтий Пилат ждал милосердия, но никто не заступился за Иисуса Христа, и уступая требованиям народа, «он предал Его им на распятие» (Ин. 19, 16).
Задумайся, а часто ли ты находишь в себе силы на заступничество ближнего? Может, чаще, ты, видя бесчинства, проходишь мимо, с мыслями: «не мое дело»… конечно, не твое… и две тысячи лет назад люди думали также… Кто же мы тогда? Только о своей шкуре печемся… а ведь даже животные не живут поодиночке, защищая свое потомство, стаю, гнездо…
Вторая станция отмечена часовней «Бичевания». Место, где Иисус Христос был подвергнут бичеванию в начале Скорбного пути. «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся Царь Иудейский! и били Его по ланитам» (Ин. 19, 1-3).
Жестокость людская и сегодня процветает в наших душах, а должно цвести другое чувство и имя ему МИЛОСЕРДИЕ.
Третья станция на Крестном пути отмечает место, где Спаситель упал в первый раз. Теперь там стоит мраморная колонна.
Большинство из нас, из-за немощи духа, уже бы не то что не смогли встать, а просто не захотели бы шествовать дальше, и превозмогать неистовую боль.
В Четвертой же станции выходит небольшой переулок, по которому спешила Пресвятая Богородица навстречу Своему Сыну.
А теперь, просто по-человечески, попробуйте встать на место этой Бедной Женщины… Не дай Бог, кому-то из нас ощутить эту боль. Видеть страдания и терзания Своего Сына и Бога одновременно – это наивысшее материнское испытание.
На углу Виа Долороза и пересекающей ее улицы Эль-Вад, наискосок от 4 остановки стоит францисканская часовня, построенная в память о пятой остановке Христа на Крестном пути. В этом месте Симон Киринеянин взял у изнемогающего Иисуса крест, и возложив его на свои плечи, понес дальше. Здесь же находится в стене камень особого цвета – отпечаток руки Спасителя, в изнеможении опершегося на стену.
Шестая остановка – дом блудницы Вероники. На этом месте Вероника чистым полотенцем отерла пот и кровь с лица Иисуса Христа, и на плате чудодейственно отпечатался лик Спасителя в терновом венце.
На этом месте сейчас стоит небольшая церковь, внутри находится могила Вероники, причисленной к лику святых.
Да, у Господа Своя Истина и Своя Мера добра, милосердия и любви. Он говорит нам о том, что даже один наш праведный поступок способен силою веры вознести нас с греховного дна в Царство небесное.
На Седьмой станции Виа Долороза пересекается с Базарной площадью. Здесь Иисус упал во второй раз, и на этом месте теперь стоит остаток памятной колоны. Далее крестный путь подходил к городским воротам, которые назывались Судными. Здесь проходила городская стена, и до этого места осужденных сопровождал служитель римской Претории. Через порог Судных ворот осужденный подходил к ступеньке Синедриона, где зачитывали приговоры осужденным на смерть. После этого осужденных сопровождали только палачи.
Через несколько шагов от Судных ворот (Восьмая станция) Иисус Христос встретил благочестивых жен, которые плакали о Нем. Он же им сказал: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! И холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23, 28-31).
Теперь на это место указывает небольшой Крест, выбитый над входом греческого православного монастыря Святого Харлампия .
Девятая станция (примерно в 15 шагах от Храма Воскресения) отмечает место, где Спастель мира упал в третий раз.
10, 11, 12 и 13 остановка. Все эти остановки расположены непосредственно в храме Гроба Господня. 10 и 11, в этом месте Христос был оголен и пригвожден к кресту, это место обозначено алтарем. В греческой капелле 12-я остановка: мертвый Иисус на кресте. Под крестом обнаженная вершина Голгофы. Серебряный диск с отверстием обозначает место, куда был вставлен крест, на котором был распят Иисус Христос. Тут же двумя черными кругами обозначены места крестов, на которых одновременно с Христом были распяты два разбойника. Место, на котором лежало тело Христа после снятия с креста, обозначено алтарем и является 13 остановкой.
14 остановка. Это последняя остановка - "Кувуклия" (Гроб Господень) - небольшая купольная часовня, воздвигнутая над пещерой, в которой находится место захоронения Христа.
Он был одинок и в тот великий час, когда Его плоть содрогалась и сердце обливалось кровью. Он не слышал от учеников ободряющих Его слов, вместо этого Он увидел их убегающими в общую толпу, где раздавались хула и насмешки. Таково одиночество Иисуса Христа!
«Я не один, потому что Отец со Мною», - вот что составляет силу Христа.
Но наберется ли в нас столько веры, чтобы хоть в трудный час не хулить Его, а знать, что от Него это было. Мы пали, а Он протянул руку, мы как псы продажные Ее кусали, а Он – не убирал Своей руки. Что значат все случаи оставления на земле, когда Его Отец с Ним? Он может быть не понят людьми, ненавидим ими, но Он вечно слышит дивные слова: «Ты Сын Мой возлюбленный! В Тебе Мое благоволение!» Вот Его сила – Отец с Ним! И Он всегда с Отцом, как Единородный Сые Его, неразделимый с Ним.
Но можем ли мы забыть, что и Он на Кресте, отвергнутый людьми, почувствовал, что небо закрылось для Него? Можем ли мы забыть, что оставленный всеми, кого Он любил здесь, на земле, Он должен был обратить взгляд вверх и произнести слова: «Боже Мой, Боже Мой! Зачем Ты оставил Меня?»
Забыть это значило бы забыть, какою ценою мы были искуплены; это значило бы проходить с закрытыми глазами мимо бесконечной бездны милосердия, пред которой склоняются даже Ангелы, стараясь постичь глубину. Но Иисус Христос познал это одиночество, чтобы мы не у знали его никогда!
В эти дни было исполнено пророчество Спасителя, сказанное устами пророка Иеремии над народом еврейским: «Хребет, а не лицо покажу им в день погибели их».
И действительно, пресвятой лик Его отвращен был от Иерусалима на северо-восток – в сторону нашего отечества, пребывавшего тогда еще во тьме язычества.
Постараемся же быть достойными такого богоизбрания и, взирая на Голгофе на Распятого за грехи наши, будем всегда помнить обращенные к нам Его слова: «Не златом и сребром искуплены вы, а Моею кровью, пролитой на кресте. Не распинайте же меня вторично грехами вашими, несите и вы кресты свои и наследуете со Мною блаженство вечное. А кто не примет креста своего, недостоин Меня. На небо иного пути нет, кроме крестного, - нет и не будет».