Хабаровск православный Журнал Один за всех, все за одного

Один за всех, все за одного

Наталья Валентинова (Информационный отдел Хабаровской епархии). Использованы материалы из личной библиотеки автора.

19.05.2011

По милости Божьей есть пророки в своем Отечестве.
В предверии праздника Славянской письменности есть повод вспомнить тех людей, которые в разные эпохи развития России, внесли свой вклад в становление государственности и его морально-нраственных устоев.

Что мы знаем об Иване Александровиче Ильине
ИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882–1954), русский философ и правовед. Родился в Москве 16 (28) марта 1882. В 1906 окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1922 вместе с большой группой деятелей культуры Ильин был выслан из России. Участвовал в организации Русского научного института в Берлине, издавал журнал «Русский колокол», опубликовал ряд книг. После прихода к власти в Германии нацистов потерял работу, а в 1938 эмигрировал в Швейцарию. Умер Ильин в Цюрихе 21 декабря 1954. Исключительное место в творчестве Ильина в период эмиграции занимают его многочисленные статьи о России, ее прошлом, настоящем и будущем. 3 октября 2005 прах Ильина был перезахоронен в Донском монастыре в Москве.
« Суворов готовил каждое сражение, разъясняя солдатам, ход и смысл предстоящей операции; и именно благодаря этому он выигрывал бой за боем. И. А. Ильин

Мы предлагаем Вам прочитать отрывок из книги И.А. Ильина «Религиозный смысл философии », которая была издана в Москве, 2003 году и задать себе вопрос : «Так ли все у нас с вами?»

Один за всех, все за одного
Без общего интереса, без всеобщей цели, без солидарности - государство не может существовать.
Дух народа, национальная культура, родина, государственное устройство, государственная власть, законодательство, суд, правопорядок, гражданский мир и т.д.- которые принадлежат всем сынам родины, всем гражданам совместно и сообща; никто не может претендовать на них для одного себя; никто не может создать их или распоряжаться ими в одиночку. Мы все нуждаемся друг в друге; мы связаны этой нуждой друг с другом; от каждого идет нить отношений к каждому другому и, кроме того, - нить отношения к нашему общему достоянию.
Мы все обязываемся друг перед другом беречь друг друга и наше общее достояние: один за всех, и все за одного; каждый за общее и общее для всех; и эта связь взаимна (мутуальна) – мы связаны мутуальностью.
На этих основах – мы есть одно. Мы – единая духовная и правовая община, управляющаяся единой верховной властью и связанная единством жизни, творчества и исторической судьбы. Мы – государство.
В сердце настоящего гражданина, а особенно истинного политика, - государственный интерес и его личный интерес пребывают в состоянии живого неразложимого тождества. Это значит, что интересы своей родины и своего государства он принимает так близко к сердцу, как свои собственные; а в случае прямого столкновения между ними – он приводит свой собственный интерес к молчанию. Так, он ни за какие богатства в мире не возьмется шпионить в пользу соседнего государства; он ни при каких условиях не будет кривить в государственном деле за взятку; он не станет подрывать валюту своей страны спекуляциями; он не захочет обогащаться вредным для своего государства импортом и т.д. До всего этого его не допустит то живое тождество интересов, из которых он думает и действует в течение всей своей жизни.
Каждый нищий в стране есть не просто неудачливый бедняк, но живая язва народной и государственной жизни. Каждый безработный, каждый беспризорный есть национальное бедствие. Каждый безграмотный – есть всенародная опасность. Каждый противообщественный эксплуататор – есть всенародный вредитель. Каждый ростовщик – требует государственного обуздания. Каждое попранное право – есть пробел или разрыв в общей сети правопорядка и т.д. И все это не пустые слова; ибо одна из основных аксиом государственной власти гласит: ”один за всех, все за одного”. Народ есть живое единство, связанное тысячей живых нитей и пребывающее в непрерывном духовном и хозяйственном обмене; он подобен живому организму, где все находится в связи со всем и все питается от всего остального. Частная и личная жизнь развертывается в глубоком лоне всенародной жизни и общих интересов. Об этом нельзя забывать; мимо этого нельзя проходить равнодушно и безразлично. Народ, который не умеет и не хочет беречь и укреплять общие основы своего бытия – будет сурово наказан; первое же социальное землетрясение даст ему хороший урок и можно только желать, чтобы этот урок пришел не слишком поздно.


Новости