Один за всех, все за одного
Наталья Валентинова (Информационный отдел Хабаровской епархии). Использованы материалы из личной библиотеки автора.19.05.2011
По милости Божьей есть пророки в своем Отечестве.
В предверии праздника Славянской письменности есть повод вспомнить тех людей, которые в разные эпохи развития России, внесли свой вклад в становление государственности и его морально-нраственных устоев.
Что мы знаем об Иване Александровиче Ильине
ИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882–1954), русский философ и правовед. Родился в Москве 16 (28) марта 1882. В 1906 окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1922 вместе с большой группой деятелей культуры Ильин был выслан из России. Участвовал в организации Русского научного института в Берлине, издавал журнал «Русский колокол», опубликовал ряд книг. После прихода к власти в Германии нацистов потерял работу, а в 1938 эмигрировал в Швейцарию. Умер Ильин в Цюрихе 21 декабря 1954. Исключительное место в творчестве Ильина в период эмиграции занимают его многочисленные статьи о России, ее прошлом, настоящем и будущем. 3 октября 2005 прах Ильина был перезахоронен в Донском монастыре в Москве.
« Суворов готовил каждое сражение, разъясняя солдатам, ход и смысл предстоящей операции; и именно благодаря этому он выигрывал бой за боем. И. А. Ильин
Мы предлагаем Вам прочитать отрывок из книги И.А. Ильина «Религиозный смысл философии », которая была издана в Москве, 2003 году и задать себе вопрос : «Так ли все у нас с вами?»
Один за всех, все за одного
Без общего интереса, без всеобщей цели, без солидарности - государство не может существовать.
Дух народа, национальная культура, родина, государственное устройство, государственная власть, законодательство, суд, правопорядок, гражданский мир и т.д.- которые принадлежат всем сынам родины, всем гражданам совместно и сообща; никто не может претендовать на них для одного себя; никто не может создать их или распоряжаться ими в одиночку. Мы все нуждаемся друг в друге; мы связаны этой нуждой друг с другом; от каждого идет нить отношений к каждому другому и, кроме того, - нить отношения к нашему общему достоянию.
Мы все обязываемся друг перед другом беречь друг друга и наше общее достояние: один за всех, и все за одного; каждый за общее и общее для всех; и эта связь взаимна (мутуальна) – мы связаны мутуальностью.
На этих основах – мы есть одно. Мы – единая духовная и правовая община, управляющаяся единой верховной властью и связанная единством жизни, творчества и исторической судьбы. Мы – государство.
В сердце настоящего гражданина, а особенно истинного политика, - государственный интерес и его личный интерес пребывают в состоянии живого неразложимого тождества. Это значит, что интересы своей родины и своего государства он принимает так близко к сердцу, как свои собственные; а в случае прямого столкновения между ними – он приводит свой собственный интерес к молчанию. Так, он ни за какие богатства в мире не возьмется шпионить в пользу соседнего государства; он ни при каких условиях не будет кривить в государственном деле за взятку; он не станет подрывать валюту своей страны спекуляциями; он не захочет обогащаться вредным для своего государства импортом и т.д. До всего этого его не допустит то живое тождество интересов, из которых он думает и действует в течение всей своей жизни.
Каждый нищий в стране есть не просто неудачливый бедняк, но живая язва народной и государственной жизни. Каждый безработный, каждый беспризорный есть национальное бедствие. Каждый безграмотный – есть всенародная опасность. Каждый противообщественный эксплуататор – есть всенародный вредитель. Каждый ростовщик – требует государственного обуздания. Каждое попранное право – есть пробел или разрыв в общей сети правопорядка и т.д. И все это не пустые слова; ибо одна из основных аксиом государственной власти гласит: ”один за всех, все за одного”. Народ есть живое единство, связанное тысячей живых нитей и пребывающее в непрерывном духовном и хозяйственном обмене; он подобен живому организму, где все находится в связи со всем и все питается от всего остального. Частная и личная жизнь развертывается в глубоком лоне всенародной жизни и общих интересов. Об этом нельзя забывать; мимо этого нельзя проходить равнодушно и безразлично. Народ, который не умеет и не хочет беречь и укреплять общие основы своего бытия – будет сурово наказан; первое же социальное землетрясение даст ему хороший урок и можно только желать, чтобы этот урок пришел не слишком поздно.