О реализации долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное развитие жителей Хабаровска в 2009-2014 годах»
Никитин А. А.23.04.2009
Мы живём в городе, у которого высокая миссия - быть политическим, социально-экономическим, культурно-образовательным и религиозным центром Дальнего Востока России, обладающим благоприятным духовно-нравственным климатом, являющимся необходимым условием высокого качества жизни его жителей, оказывающим позитивное воздействие на стабильное и устойчивое социально-экономическое развитие региона, на взаимовыгодное сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Актуальность проблемы духовно-нравственного состояния городского сообщества приобрела особую значимость в связи усилением дальневосточного вектора во внутренней и внешней политике Правительства Российской Федерации. Растущее осознание значимости Дальнего Востока России Федеральным центром в мировой и российской экономике, прямой причастности его к политическим, экономическим и культурным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе, выдвигает на первый план становление Хабаровска как одного из центров высокой духовности, нравственности и культуры.
В городе Хабаровске в постсоветский период произошли системные изменения во всех его сферах, в том числе духовно-нравственной. В сознании его жителей, как и в сознании всего населения страны, произошло крушение идеалов, составляющих основу нравственности и духовности, уступивших место потребительскому сознанию. Главной целью и побудительным стимулом развития становится потребление материальных благ. Как следствие, происходит снижение смысла бытия горожан, усиление в сознании больших социальных групп, особенно молодежи, ценностей потребительского общества, доминирование выгоды над истиной, искажение русского языка и речи, возрастание угрозы утраты их духовной самобытности, самоидентификации.
Среди местных, наиболее очевидных угроз для духовно-нравственой сферы города следует выделить такие факторы, как
- непрочность национального духовного «стержня» на Дальнем Востоке, население которого преимущественно составляют потомки переселенцев из Центральной России, Украины, Белоруссии и Сибири, теряющие связь с родной землей, корнями, русской духовностью, сохраняемой в городах «Золотого кольца», культурными центрами России с их интенсивной творческой жизнью, накопленными художественными ценностями;
- потеря количественного состава населения в районах края, которые раньше подпитывали культуру, духовно-нравственное поле города, высококвалифицированными кадрами;
- усиление роли мигрантов - людей с духовно-нравственным «полем», не всегда гармонизирующим с духовно-нравственным климатом, сложившимся в Хабаровске;
- сокращение репродуктивной части населения (пьянство, наркомания, проституция, болезни);
- слабое влияние на население традиционных для России религиозных конфессий;
- усиливающиеся в последнее время проявления экстремизма, в том числе и на религиозной почве.
Многоаспектность проблемы состояния духовно-нравственной сферы (ДНС) выдвинуло перед администрацией города и местным сообществом задачу создания и претворения в жизнь комплексной долгосрочной программы, опирающейся не только на механизм регулирования сверху
– через государственные институты, но и на механизмы саморазвития, заложенные в самом сообществе граждан города. Программа предполагает участие в ней большого количества субъектов взаимодействия, в число которых входят:
• представители муниципального и регионального уровней власти - представительной и исполнительной;
• лидеры и функционеры политических партий, избирательных объединений;
• представители различных общественных организаций, религиозных конфессий;
• предприниматели, руководители предприятий, организаций, учреждений частной, муниципальной, государственной и смешанной формы собственности;
• ученые и специалисты, работающие в сфере науки, образования, здравоохранения, в проектных, проектно-технологических и конструкторских организациях, аналитических, консультационных центрах и т.д.
• деятели культуры и искусства; работники средств массовой информации;
• активная молодежь – современные молодые люди, ориентированные на успех в жизни;
• рабочие и служащие, работающие по найму на предприятиях и учреждениях различных форм собственности;
• пенсионеры и ветераны, женщины-домохозяйки, занимающие активную жизненную позицию люди пенсионного возраста.
Анализ состояния духовно-нравственной сферы (ДНС), её соотнесённость с целями и задачами Стратегического плана, позволил выстроить «дерево целей» программы духовно-нравственного развития жителей г. Хабаровска до 2014 года, стратегической целью которой является создание условий для формирование духовно-нравственного сообщества граждан, сплочённого и объединённого общими целями и интересами, стремящегося к повышению качества жизни столицы дальневосточного региона России. Генеральная цель ГДЦП осуществляется через «подцели» (основные задачи программы), представляющие пять направлений духовно-нравственного «строительства», на которых основывается данный раздел Стратегического плана развития города Хабаровска.
Первое направление – создание нормативно-правового сопровождения программы, без которого вряд ли что можно изменить в данной сфере.
Второе направление обусловлено необходимостью консолидации и координации действий всех субъектов духовно-нравственного «строительства» – власти, политических партий, бизнеса, религиозных конфессий, профсоюзов, НКО, СМИ, жителей города.
Первые два направления – это создание условий для реализации разрабатываемой ГДЦП. Следующие три направления есть самоё духовное «строительство», включающее в себя: 1) комфортность и безопасность среды проживания жителей города; 2) культуру, воспитание и просвещение жителей города, охватывающее физическую культуру; образование; эстетическое, этическое, религиозное, экологическое, патриотическое и трудовое воспитание горожан; многообразие просветительских форм и программ; культуру человеческих отношений; 3) создание современной инфраструктуры досуга с учетом потребностей всех возрастных, социальных и национальных групп населения.
Духовно-нравственное «поле» города условно подразделяется на такие сегменты, как - семья – первичный социум, в котором «прорастают» духовно-нравственные свойства личности; - язык, речь горожан; - образование; - религия; - культура и искусство; - среда проживания; - средства массовой информации; - досуг.
Семья:
Сегодня семья в значительной степени деформирована экономическими, политическими и социальными условиями, что сказывается на родовых связях, внутрисемейных отношениях. Нынешнее детство испытывает также сильное воздействие внешних факторов, меняющих структуру его сознания, отношения миру взрослых, стиль поведения.
Во взаимоотношениях взрослых с детьми, к сожалению, преобладает однонаправленность, которая выражается в том, что Детство понимается взрослыми как своего рода «приёмник», воспринимающий опыт взрослого сообщества. В пространстве жизни взрослых наблюдается отстранение взрослого мира от Детства. Дети сегодня вышли из системы постоянного контакта с взрослыми. Если 3-4 десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума – семьи, школьного класса, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов он находится в огромном развернутом социальном, в том числе, новом знаниевом пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей, прежде всего, из телевизора, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей. Причем, эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, не просто не вписывается в систему образования, но противостоит стационарному образованию, принципиально меняет структуру мышления, самосознание и миропонимание детей.
Современное детство не позволяет пассивно вовлекать себя в сферу накопленного взрослыми социального опыта, систему ценностей, идеалы. Оно активно влияет сегодня на мир взрослых, поскольку пытается понять сложность жизни в современном мире – открытом, информационном. Оно не принимает на веру ценности взрослых, относится к ним критично с позиций своего образа мира, сформированного с помощью СМИ, современных информационных технологий. Все это происходит в обстановке резко изменившейся системы отношений как взрослых и детей, а главное, в обстановке потери ответственности взрослых за детей, что приводит, к росту психического напряжения последних, а нередко к психическим расстройствам.
Опыт религиозных конфессий, работающих с семьёй и детьми, имеет большое значение не только для той или иной религиозной общины, но может быть полезен, в частности, формами работы для представителей других вероисповеданий. В Хабаровске есть положительный опыт работы с семьёй Хабаровской епархии РПЦ (воскресные школы и семейные клубы, в частности; один из них существует при Центре эстетического воспитания детей), старообрядческой церкви, синагоги, католической церкви и др. Этот опыт нам сегодня интересен, социально важен.
Образование
Образование – главный инструмент производства и воспроизводства духовности населения, всех его возрастных групп – от детей дошкольного возраста до людей вполне зрелых. Это важнейшая область социокультурной жизнедеятельности, где формируется свободная, высоконравственная личность, способная взять ответственность за свою судьбу, семью, Отечество, цивилизацию и культуру.
Городская система образования в целях духовно-нравственного воспитания охватывает своей деятельностью значительное образовательное пространство, не ограничиваясь рамками собственно образовательного учреждения. Конкурсы, форумы, школьные конференции, праздники, создание школьниками собственных средств информации, повышение значимости дополнительного образования свидетельствуют об этом.
Следует признать, что в образовательной политике города Хабаровска, касающейся духовно-нравственной сферы, есть существенный пробел: в ней отсутствует раздел «Религиозное воспитание». Образовательные учреждения Центральной России, Сибири, Забайкалья, Приморского края вводят по желанию родителей и обучающихся в программы школ, средних и высших учебных заведений такие предметы как «Религиоведение» и «Основы православной культуры». Повсеместно создаются православные школы, гимназии, лицеи, учебные заведения иных вероисповеданий, и лишь в Хабаровском крае и его столице система образования закрыта от религиозного воспитания атеистическими «запорами» советского образца.
Религия является одним из фундаментальных оснований культуры. Знать её необходимо и в историко-культурном аспекте (происхождение традиционных религий – религиоведение), и в культурно-национальном. Задача новой вводимой в государственную систему общего образования образовательной области «Духовно-нравственная культура», заключается в обеспечении усвоения школьниками основ социального и культурного опыта развития России, для которой православие явилось государство-образующей религией, а также оказало определяющее воздействие на фор-мирование российской национально-культурной идентичности и опре-делило специфику её культуры в пространстве мировой цивилизации.
Что нас всех объединяет: мы живём в одном мире, на одной планете, в одном государстве, в одних и тех же географических, экологических, политических, экономических, социо-культурных условиях. У нас общая забота о благополучии и счастье своих семей и детей, о безопасности, комфортности и красоте среды проживания, её духовно-нравственном климате. И различия в вероисповедании не могут помешать нам взаимодействовать в таком деле как гражданам страны, в которой мы живём, как жителям города, который должен стать для нас родным общим домом. Мы должны найти точки приложения совместных усилий, в таких жизненно важных сферах, как - создание комфортной и безопасной среды проживания для самих себя и наших детей; - воспитание детей в семье; - совместные действия со школой в деле воспитание уважительного отношения к различным культурам, их традициям, познания основ ведущих религиозных учений; - дополнительное образование – краеведение, этнография, экология, художественно-эстетическое воспитание; - просвещение молодёжи, расширение её кругозора, представления о реальном мире, человеке; - участие в жизни города, забота о его физической и нравственной чистоте; - сфера досуга: семейный отдых, конкурсы, фестивали, организация праздников, в том числе и религиозных, создании современной инфраструктуры досуга.
В реализации всех направлений программы нам необходимо более частое сотрудничество в рамках данного Совета и Совета по координации культурно-творческой деятельности для выработки совместной стратегии и тактики решения основных и текущих задач.