Хабаровск православный Журнал О жемчужине души

О жемчужине души

Андрей Бузук (студент I курса Хабаровской духовной семинарии). Фото: Юлия Стрильчук

30.04.2011

Архиепископ Игнатий, продолжая знакомиться с Хабаровской землей, посетил с семинаристами Дальневосточный художественный музей. Такого высокого и необычного гостя встречала Запоржская Валентина Александровна, директор музея. Началом презентабельной беседы было описание музея, времени его постройки, архитектурного значения в городском ансамбле, экспонатах и экспозициях.

Далее Валентина Александровна с тонким вкусом прекрасного и безупречным знанием своего дела начала пояснять владыке в красках все проблемы связанные с музеем и его бытием. Мысли, которые меня посетили при этом, были весьма противоречивые: эти разговоры о вечных проблемах мне показались скучными и обыденными, сколько о них не говори, они все не решаются. Но потом я вспомнил потрясающую лекцию одного профессора о культуре. Главная мысль оной состояла в том, что культура подобна жемчужине, но не спешите умиляться, ведь если вспомнить, как образуется жемчужина, можно сделать вывод, что это болезнь.

О жемчужине души<br />

Владыка Игнатий

Жемчужина это ответная реакция организма моллюска на посторонний предмет в его теле и для того, чтобы его изолировать, бедное существо наслаивает на песчинку или маленький камушек слой перламутра, слой за слоем и получается жемчужина. Культура, точнее сказать, культура христианская появилась после грехопадения и является проекцией на то, что человек потерял после грехопадения, то прекрасное, что он больше не мог созерцать, то, чем он мог компенсировать потерянное. Припоминаю случай, который я вычитал в книге: в советские годы, в одной из стран соц-лагеря, студенты духовной семинарии не имели богословской литературы и духовно-просветительских книг, однако, слово Божье студенты умудрялись находить в свободно продававшейся художественной литературе. Автор книги поинтересовался об этом и семинаристы ответили, что очень много морали и христианской этики они встречают и познают в светской классической литературе, конечно, ставя ориентиром Библию.

Все дело в том, что культура Запада и России, творилась и созидалась в атмосфере пронизанной христианской моралью и этикой.

Знаменитый английский писатель, Клайв Льюис, создавая «Хроники Нарнии» вкладывал в героев христианские принципы решения проблем. Живопись в XVIII-XIX вв. преобладала библейскими сюжетами. Вспомним очень глубокую картину Рембрандта «Возвращение блудного сына» или картину Иванова «Явление Христа народу», вспомните знаменитый «Последний день Помпей», органные мессы Бетховена, Русских гигантов слова как А.C. Пушкин, Ф.И Достоевский Н.В Гоголь, которые умерли христианами.

О жемчужине души<br />

Студенты семинарии в музее

Все это припомнив, я уже вслушивался в слова Валентины Александровны, и мне стало ясно, что искусство это эстетическое восприятие мира утонченное и разнообразное, но которое, к сожаленью, не принимается современными людьми, так как 100 и 200 лет назад и тому очень много факторов, которые отводят человека от главного.

Понять искусство можно только через умственный труд, которому не все отдают приоритет. Проще пойти по легкому пути банального потребителя, от которого не требуется знать, кто написал «Братья Карамазовы».

Мы хоть и знаем, что культура преображает человека, возносит его над повседневностью, не дает ему погрузиться во мрак бытовой жизни в своем маленьком мире, и вы водит на путь духовности, на путь к Богу, в котором есть свобода и вечная жизнь.

Но, анализируя политику государства, по тем фактам, что сказала директор музея, я могу лишь сделать вывод о том, что наши правители не заинтересованы в духовном воспитании народа. Просто и понятно, что из нас хотят вырастить армию «тупоголовых» потребителей живущих в своем торговом центре и поклоняющимся богу мамоне.

О жемчужине души<br />

Вглядываясь в глубину

Нам необходимо поддерживать культуру и искусство как маленькие шаги к духовности. Нужно начать с самих себя, хотя бы посетив музей, но не просто обойти его, а в вдуматься в то, что хотел передать художник или скульптор, развить в себе знание культуры для расширения области познаний о мире. В конце концов, никто же не хочет быть простым роботом: все хотят иметь свободу, но не ту глянцевою и призрачную, которою нам рекламируют ежесекундно с «зомбоящиков», а ту, которая по слову апостола Павла освобождает от греха.

Завершая, приведу свой личный пример прихода в Церковь Христову. Это случилось тогда, когда я впервые увидел старинный православный храм с его многовековыми фресками и прекрасным звоном колоколов. и этот путь может быть разным и каждому Господь уготовал его, и во многом это открытие чего-то прекрасного, от соприкосновения с которым человек испытывает именно восхищение, видя красоту этого желает найти то, что не кончается, и Того, кто все это Сотворил.


Новости