Митрополит Владимир: Более 70 лет наш народ пытался построить «дивный новый мир» — общество без Бога и настроенное против Бога
Информационный отдел Хабаровской епархии16.11.2017
14 октября 2017 года на пленарном заседании Рождественских образовательных чтений Приамурской митрополии в Городском Дворце культуры митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир выступил с докладом, посвященным теме «Нравственные ценности и будущее человечества». В своем выступлении архипастырь затронул целый ряд фундаментальных вопросов: роль нравственных ценностей в жизни современного общества, религиозные основания нравственности и взаимосвязь между понятиями «нравственные ценности», «традиция» и «общественное развитие» в исторической перспективе.
«Неделю назад мы всей страной вспоминали события вековой давности: события, которые перевернули жизнь нашего народа, изменили ход отечественной истории и повлияли на многие мировые процессы в минувшем столетии. Тогда, в 1917 году, к власти в стране пришли силы, в основе политической программы которых было полное разрушение старого мира с его духовными ценностями, культурными традициями и нравственными устоями. Что получилось из этого социального эксперимента, мы с вами хорошо знаем: страна пережила кровавую Гражданскую войну, расколовшую на два лагеря некогда единый народ и вынудившую десятки тысяч наших соотечественников навсегда покинуть Родину, а Русская Православная Церковь и другие религиозные общины подверглись жесточайшим в своей истории репрессиям и гонениям. Более 70 лет наш народ пытался построить «дивный новый мир» — общество без Бога и настроенное против Бога.
Весь текущий год был посвящен воспоминаниям событий минувшего столетия. Но теперь настало время обратить наши взоры от прошлого к будущему и поразмышлять о взаимосвязи понятий «нравственности», «нравственных ценностей» и «будущего человечества».— Сказал митрополит Владимир.
По словам архипастыря, для содержательного обсуждения темы Рождественских чтений крайне важно понимать суть понятия «нравственность» в контексте двух его измерений: внешнего — общественной морали, и внутреннего — человеческой совести.
«Социальная функция нравственности обусловлена потребностью общества в саморегуляции посредством создания системы «разрешенное – запретное». Это своего рода система безопасности, антивирусная программа для социума. Люди, следующие нормам общественной морали, укрепляют сложившееся общественное устройство, а не следующие этим нормам запускают опасные вредоносные процессы в обществе, способные нарушить порядок и равновесие.
Функция «внутренней» нравственности человека, то есть совести – быть точным внутренним компасом. Глядя на него, мы можем понять, насколько отклонились от правильного курса, верным ли путем идем, те ли решения принимаем. Следование голосу совести помогает нам жить в мире и согласии с самими собой, помогает осознавать глубинную правоту наших действий». — Пояснилглава Приамурской митрополии.
Митрополит Владимир отметил также, что общественная мораль нередко пересматривается, меняется в зависимости от исторических условий и обстоятельств, совесть же есть не что иное, как голос Божий внутри человека, свидетельствующий о неизменных вечных истинах.
«Каждый человек, вне зависимости от его отношения к Богу, по Божественному замыслу обладает нравственным началом, а значит, и голосом совести. В идеале и голос совести, и голос общественной морали призваны звучать в унисон», — добавил Преосвященный владыка.
Особое внимание в ходе своего выступления митрополит Владимир обратил на природу нравственности — ее религиозные основания.
«Выдающийся отечественный философ Владимир Сергеевич Соловьев, размышляя о природе нравственного чувства, писал о том, что безусловное нравственное начало в человеке развивается именно из религиозного ощущения, поскольку только в стремлении к Богу нравственное чувство обнаруживает свой окончательный и абсолютный смысл: сохранение достоинства человека и приведение его к идеальному совершенству – истинному богоподобию.
Означает ли это, что нравственность не может существовать вне религии? Может ли неверующий человек быть человеком высоких нравственных принципов? Может. И я полагаю, каждый из нас встречался в своей жизни с людьми, далекими от религии, но очень достойными, ответственными и порядочными, искренне стремящимися творить добро. Но я предлагаю подумать о том, какая нравственная мотивация лежит в основании их действий.
Нерелигиозный человек склонен рассматривать нормы морали, скорее, как некий общественный договор, во многом условный набор правил и обязанностей, в исполнении которых – залог мира между людьми и общественной стабильности. Конечно, не всегда это облекается именно в такие красивые формулировки. Человек может просто ссылаться на принятую в обществе модель поведения: «Так принято, так все делают» или «Так ведут себя все порядочные люди». В основе такой мотивации лежит, в частности, стремление быть встроенным в сложившуюся систему общественных отношений». — Рассказал митрополит Владимир.
Говоря о нормах общественной морали, архипастырь подчеркнул, что их особенность состоит в непостоянстве, изменчивости в угоду историческим условиям.
«Еще тридцать-сорок лет назад, к примеру, невозможно было представить себе нормальной ситуацию, когда мужчина и женщина живут вместе, не будучи связанными узами брака. Если подобное происходило, такая пара подвергалась общественному осуждению, а их отношения считались безнравственными. Сегодня такое поведение, увы, не расценивается как что-то неправильное и аморальное. Даже напротив, нередко находит понимание и поддержку у многих людей. Если следовать такой секулярной логике, получается так: то, что раньше было безнравственным, сегодня вполне может стать нейтральным или даже поощряемым.
С точки зрения религиозного человека, подобная трансформация ценностей совершенно невозможна. Ведь для верующего единственным источником нравственности является вечный и неизменный Бог — абсолютное Добро, абсолютная Правда и абсолютная Любовь. Сам Господь задает для человека высокую нравственную планку, стремясь к которой мы исполняем волю Творца и в полной мере реализуем свое богоподобное достоинство, о котором писал упомянутый мною ранее Владимир Соловьев.
Если мы лишаем нравственные ценности их «вечного», вневременного измерения, мы по сути их обесцениваем и выхолащиваем. Безусловно, можно попробовать отделить нравственность от ее религиозных оснований. Но можно и рыбу достать из воды и заставить существовать на суше. Какое-то время она сможет дышать, но жить по-настоящему не сможет никогда. Так и с нравственными ценностями. Свой истинный смысл и цельность они обретают именно в религиозных координатах». — Заключил митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир.