Хабаровск православный Журнал Митрополит Игнатий: главная проблема духовных школ – как связать духовное воспитание с психологией и педагогикой

Митрополит Игнатий: главная проблема духовных школ – как связать духовное воспитание с психологией и педагогикой

Церковный вестник

08.02.2016

В рамках XXIV Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя состоялась секция «Воспитание в духовных школах: богословские и психологические аспекты». Её участники размышляли о проблемах семинарского обучения и воспитания, о том, что есть "пастырь добрый", какими качествами он должен обладать и как эти качества в нем взращивать.

Председательствовал на секции ректор Хабаровской духовной семинарии, кандидат психологических наук, митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Вот уже несколько лет на этих международных форумах владыка организует работу дискуссионных площадок, где обсуждаются возможности применения психологических знаний в богословии, пастырстве и практической духовной жизни христианина. На этот раз он выступил с докладом "Основной фактор и критерий акмеологического развития пастыря".

Нет задачи более сложной и ответственной, - начал владыка своё выступление, - чем воспитание человека. Особенно руководителя, того, кому вверены судьбы других людей. В отличии от подготовки лидеров государств, партий, директоров компаний, формирование пастыря связано с очевидными преимуществами. Здесь мы изначально имеем идеал - Иисуса Христа, пастыря доброго, по образу которого нужно воспитывать будущего священника. В Библии и творениях святых отцов содержится множество советов как это делать.

Но деятельность духовных школ должна основываться на принципах системности. Особенно в настоящих условиях перехода к современным стандартам. Системно должен быть организован научный, учебный, воспитательный процесс, все внутреннее образовательное пространство - главное условие формирования пастыря. А для этого необходимо четкое понимание конечной цели - кого формирует духовная школа - сформулированной в духовно-психолого-педагогических терминах и понятиях. Принятого всеми учебными заведениями РПЦ. Но такого "конечного портрета" мы как раз и не имеем, хотя попытки создать его осуществляются.

С другой стороны, современный пастырь призван совершать своё служение в совершенно новых, нетрадиционных для Церкви условиях. Он должен обращаться со словом Божиим к современным, в большинстве своём нецерковным людям, а для этого знать их проблемы, которые, в основном, имеют характер не духовный, но психологический. И то, и другое требуют от пастыря не только знания психологии, но и определенных психологических навыков.

Отец Павел Великанов, преподаватель МДАиС, занялся вопросом определения компетенций священнослужителя. Таковых он выявил более чем 120 и распределил их по четырём основным группам. Понятно, что построить учебно-воспитательное пространство учитывая это множество во всем объеме - задача весьма проблематичная. Необходимо определиться: что есть главное и сосредоточить внимание на нем.

В течении трёх лет я исследовал проблему акмеологического восхождения пастыря, т.е. его развитие до состояния пастырского акме, или пастырского совершенства. Используя методологический аппарат акмеологии - одной из самых молодых областей психологии и труды наших главных пасторологов, удалось довольно подробно описать акмеологический портрет пастыря. Кроме того, определить ступени пастырского восхождения. Но самое главное - основной, главный фактор этого восхождения, который пасторологи называют "пастырское настроение".

Его структура сложна. Он содержит три основных элемента: посредничество, пастырскую любовь и самоотвержение, каждый из которых тоже имеет свои составляющие. Особо важен тот факт, что эти качества - сугубо пастырские. На основании наших исследований мы пришли к выводу, что развитие семинариста - будущего пастыря, непосредственно связано с формированием у него пастырского настроения. Если наш студент на воспринимает себя, как посредник между Богом и своими прихожанами, если он не относится к людям с пастырской любовью, если он самоотверженно не служит им, он не может быть пастырем.

«Все остальное восполнимо, - считает архиерей. Если приходской батюшка не сможет анализировать проблемы общественной, культурной, интеллектуальной жизни и современные научные теории с позиций православного учения, в этом ему помогут проповеди Святейшего Патриарха, публикации православных учёных и социологов, но отсутствие пастырской любви не возместит никто. Если он не имеет представления о вариантах использования социальных сетей и блогов или не владеет иностранным языком на уровне Intermediate для интернет-общения, вместо него или вместе с ним это сделают продвинутые прихожане. Но, если нет пастырского самоотвержения, никакие прихожане его не восполнят. Да и прихожан у такого батюшки не будет".

Проведена большая богословская работа. Но предстоит сделать неизмеримо больше для того, чтобы она обрела жизнь в учебно-воспитательном пространстве нашей семинарии. Кое-что в этом отношении уже сделано. Мы создаём практико-ориентированную систему обучения. В соответствии с ней все, что семинаристы изучают теоретически, в аудиториях, они закрепляют, применяют, опробуют в практической деятельности епархиальных отделов: социального, образования, катехизации, молодёжного, культуры и других.

О такой системе, которая как нельзя лучше помогает студенту развить в себе качества пастырского настроения, расскажет о.Евгений Сергеев. Он - её автор и преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

Я же, в заключении, хотел бы просить всех критически отнестись к услышанному и высказать свои замечания и предложения, которые, безусловно, будут нам полезны.
.
Открывая своё выступление, отец Евгений Сергеев сказал, что главное - воспитать в каждом из семинаристов любовь, причём, любовь деятельную. Для этого все учащиеся, не зависимо от курса обучения, в свободное от учебы время трудятся в разных епархиальных отделах - молодежном, социальном, миссионерском и др. Это называется — пастырская практика. «Молодые люди помогают в больницах, ходят в тюрьму, работают с бездомными, участвуют в организации молодежной работы на приходах, проводят духовно-нравственные беседы в школах и т.д. Им приходится преодолевать собственные брезгливость, отвращение, эгоизм, невежество», - отметил выступающий.

Но результат оправдывает ожидания. «Студенты учатся общаться с самыми разными людьми, участвуя в нужной и полезной работе, знакомятся с деятельностью каждого из епархиальных отделов, к ним приходит понимание, к какому из направлений у них лежит душа, - сказал руководитель пастырской практики в ХДС священник Евгений Сергеев. - Они осознают свое призвание к тому или иному направлению работы. А практическое использование теоретических знаний дает более глубокое усвоение материала и усиливает мотивацию к учебе».

Говоря о трудностях, с которыми придется столкнуться организаторам такой практики, священник уточнил, что не просто подобрать мероприятия, которые бы не только развивали семинаристов, но и были бы им по силам. Или совместить учебное задание семинариста с учебной программой. Каждый отдел обычно преследует свои цели и для участия в мероприятии семинариста план нужно дорабатывать. Кроме того, сложно подобрать учебное задание к конкретному мероприятию отдела. Поэтому нужен куратор, выполняющим функцию связующего звена между епархиальным отделом и семинаристами. др.
Известно, что в своем служении священникам приходится общаться в том числе и с людьми, находящимися в тяжелом душевном состоянии. Например, получившими психологическую травму и находящимися в острой стрессовой ситуации (смерть близких, насилие и т. д.) или с теми, кто запутался в собственных психологических проблемах. О том, как распознать суть проблемы, с которой обращается человек, а главное, чем может ему помочь священник, делились практическим опытом остальные участники секции.

Так кризисный психолог Михаил Хасьминский организует консультативную помощь людям в стрессовой ситуации на группе сайтов «пережить.ру». Об актуальности портала говорит посещаемость — 70 тыс. человек в день. Доклад был посвящен теме «Особенности эмоционального и чувственного восприятия в духовном окормлении и психологическом консультировании». Может оказаться, что оказавшись с тяжелой ситуации, человек впервые пришел в храм, как за последней надеждой. И важно знать, как именно его можно поддержать, не оттолкнуть. «К нам обращаются самые разные люди - и потерявшие близких, пережившие насилие, страдающие неизлечимыми болезнями, склонные к суициду. Зная, что на портале работают православные психологи и священники, они рассчитывают получить помощь и поддержку. Поэтому участвовать в этой работе мы приглашаем семинаристов, это будет хорошая практика в душепопечении, которая убережет их в будущем от ряда ряда ошибок и промахов», - отметил Михаил Хасьминский.

О психологических проблемах, с которыми приходится сталкиваться психологу при консультировании православных верующих размышляла в докладе «Психологические механизмы искажений религиозного опыта» православный психолог Марина Филоник. «К этим проблемам можно отнести трудность осознания своих чувств, дефицит ценности себя (невроз самооценки), зависимость от авторитета (в том числе и духовника), искажение образа Бога. И речь идет не о психическом расстройстве или болезни, просто человек пока еще не научился слышать себя и распознавать свои переживания. Однако такая неосознанность может стать препятствием для честных отношений в том числе с Богом», - убеждена психолог.

Опытом общения с травматиками (людьми, в чьей жизни случилась психологическая травма, повлиявшая на формирование психики) поделилась аналитический психолог Лидия Сиделёва в докладе: «Особенности взаимодействия с травматиками в психотерапии и душепопечении». “Травматика можно сравнить с человеком, в комнате которого разбито окно. Но вместо замены стекла, он начинает адаптироваться к возникшей ситуации- одевается теплей, придвигает к окну шкаф и т. д. Но ремонтировать окно ему и в голову не придет», - сказала она. Признаками травматика являются отсутствия радости в жизни и потеря интереса к ней, утрата чувствительности, отсутствие влечений к жизни, творчеству и т. п. В православной жизни это выражается, в частности, в обрядоверии, как в стремлении снять внутренние тревоги, создав некие ритуалы, организующие жизнь. «У травматика нет внутренних смыслов, ему нужны внешние смыслы», - уточнила психолог. Обычно это выражается в действии ради действия. Поэтому пост, например, превращается в голодание с безудержным количеством поклонов. Особенность помощи таким людям в том, что они нуждаются не в советах, а в том, чтобы кто-то их выслушал, понял, побыл рядом с ними, принял его таким, каков он есть, научил различать мысли, чувства, поступки и контролировать свои действия. «В целом же, этой проблемой занимается когнитивная психология»,- отметила Лидия Сиделева.

В заключении митрополит Игнатий сказал, что, помогая людям, находящимися в психологическом кризисе нельзя механически советы святых отцов и использовать их практику. Нужно помнить: их глубокие покаянные молитвы, уничиженный настрой рождались в свете открывшейся им непостижимой Христовой любви. И свою нечистоту они увидели именно на этом фоне. «Только в этом случае самоуничижение способно сделать человека ближе к Богу, не оставить в червячном состоянии, не извести в унынию или отчаянию, - сказал архиерей. - Поэтому, каждого воцерковляющегося, священник должен вводить в мир Церкви постепенно. Давать ему духовно-аскетические упражнения, в той мере, которую тот способен воспринять». Помнить самому и учить этому других: Бог есть Любовь. Эта любовь разлита повсюду, а все остальное - её следствие или отсутствие. «Чтобы действительно, а не мечтательно понять свою греховность, нужно знать, что Господь тебя создал добрым. Что Он Сам — хороший, добрый , близкий. Он рядом и зовет к Себе и за Собой. А грехи твои - большая, серьёзная, но все же лишь помеха, вот и избавляйся от них.», - заключил митрополит Игнатий.



Новости, Митрополит, Общество