Митрополит Игнатий призвал российских ректоров поддержать развитие духовно-нравственного компонента и теологии в вузах
Информационный отдел Хабаровской епархии31.10.2014
30 октября 2014 г. митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий принял участие в X Съезде Российского Союза ректоров. Правящий архиерей принял участие в работе секции «Образование и воспитание. Роль гуманитарного знания», на которой сделал доклад. В своём докладе владыка отметил необходимость содействия, в рамках университетского образования, сохранению национальных языков и культур народов Российской Федерации, в том числе и православной культуры. Введение в содержание гуманитарных дисциплин духовно-нравственного компонента и тщательное изучение наследия православных русских философов, также может обогатить и усилить нравственный потенциал высшего образования. В завершение доклада митрополит Игнатий предложил поддержать развитие вузовской теологии, как важного фактора гуманитаризации высшего образования, а также решить вопрос о внесении теологии в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации.
Предлагаем вашему вниманию текст доклада митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия:
Уважаемые коллеги! Время, в которое Господь судил нам жить, действительно, отмечено все возрастающей конкуренцией. Во многом она порождает то, что называют вызовами современности. Различного рода и масштаба. Конкурируют цивилизации, народы, государства. Конкурируют властные структуры, производственные предприятия, учебные заведения. Этот всесоциальный феномен все больше проникает и в человеческие отношения.
Хорошо это или плохо? В обсуждаемом нами документе такой вопрос не ставится. Россия и весь мир живет в условиях, которые меняются быстро и кардинально. Стремительно развиваются высокие технологии, все более наращивает свои обороты научно-технический прогресс. Это стало определяющей чертой современности, а «главным ресурсом – интеллектуальный капитал».
Интеллектуальный капитал может оставаться главным ресурсом развития человечества, но при одном условии: если неизменной целью этого развития остается человек, человеческая душа. А условия для этого развития должны создавать государство, общество, в том числе и Православная Церковь в союзе с другими традиционными конфессиями. И, конечно же, высшие учебные заведения.
Выступая на VIII съезде ректоров России наш президент, В.В.Путин, произнес слова исключительной важности: «Образование — важнейший ресурс развития интеллектуального, духовного и нравственного потенциала всей нации, и от его успешного развития зависит само будущее - и нашей страны в целом, и наших детей». Подчеркну: интеллектуального, духовного и нравственного.
Российская высшая школа - это мощная система, в которую входят около тысячи вузов. Здесь трудятся 300 тысяч преподавателей и обучается 5 млн. студентов. В праве ли мы допустить, чтобы такой интеллектуальный ресурс не имел потенциала нравственного? Ведь задача обеспечения национальной безопасности и международной конкурентоспособности страны имеет не только интеллектуальное, но и духовно-нравственное измерение.
В ВУЗах обучаются наши соотечественники, как правило, юношеского возраста. А это период, когда формируются основные жизненные смыслы и цели, определяются нравственные установки, которые будут определять строй их мысли и поведения весь предстоящий жизненный путь. Много ли найдется среди нас, руководителей Высших учебных заведений России, тех, кого не беспокоило бы нравственное состояние его студентов? Какой еще и институт в стране способен так помочь молодому человеку обрести верные нравственные ориентиры, сделать правильный нравственный выбор?
Национальная элита, которая должна готовиться в Высшей школе, - это не только интеллектуальный капитал, но и верное нравственное устроение души. Не только накопление первого, но и созидание второго.
В документе, который вынесен на наше обсуждение, указано, в чем состоит историческая миссия российских университетов сегодня. Среди прочего – это «обеспечить обществу постоянный приток молодых граждан, укоренённых в национальной системе духовных ценностей». Но ведь наши духовные ценности укоренены в православии и веками формировалась им.
«В условиях глобализации университеты должны содействовать сохранению национальных языков и культур народов Российской Федерации». Но ведь русская культура выросла из православия, которое стало ее стержнем. Наше искусство, литература – это евангельский взгляд на мир и человека. Наше душевное устроение зиждется на заповедях Христа о любви к ближнему (во многом и к Богу). Истоком отечественной медицины, педагогики, психологии также является православие. Потому университеты должны не только сохранять национальные культуры, но тщательно изучать их и популяризировать результаты своих исследований. В силу вышесказанного, это относится и к православной культуре, которая пронизана любовью к ближнему. Жертвенной любовью, а не безразличной и бездушной толерантностью.
Гуманитарные дисциплины «оказывают определяющее влияние на развитие интеллектуального потенциала личности и нации в целом». И этот потенциал можно и нужно обогатить нравственной составляющей. Для этого достаточно ввести в содержание гуманитарных дисциплин духовно-нравственный компонент. Дополнить исторические науки библейской историей и историей Церкви, философские – богословием, литературу – агиографией и церковной поэзией, психологию – аскетикой.
«Университетское образование предполагает формирование… представления об общности судеб и путей исторического развития в общероссийском пространстве». Такое представление, глубокое и устойчивое невозможно сформировать без тщательного изучения наследия православных русских философов.
«Гуманитарное образование — это важный инструмент патриотического воспитания граждан и средство укрепления культурного и интеллектуального влияния России в мире».
В завершение своего выступления хотел бы привлечь ваше внимание к вопросам развития вузовской теологии в России.
Сегодня православная теология преподается в 34 городах Российской Федерации. Лицензию на подготовку теологов получили 37 государственных и 10 негосударственных образовательных учреждений. Теологические программы реализуются на различных уровнях (бакалавриат, магистратура, дополнительное послевузовское образование, профессиональная переподготовка и дополнительная квалификация).
В своем докладе на состоявшемся 28-29 ноября 2012 года всероссийском совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Теология в вузе — это не экзотическая образовательная дисциплина, не прихоть каких-то представителей Церкви, не попытка вторгнуться в чужое пространство, чтобы навязывать религиозное мировоззрение и чинить препятствия в преподавании традиционных научных дисциплин. Теология в вузах — это культурный императив для общества, которое долгое время было практически отчуждено от религии как особой сферы человеческого бытия».
При этом Святейший Патриарх отметил, в качестве одной из самых серьезных проблем то обстоятельство, что теология до сих пор отсутствует в номенклатуре специальностей научных работников Российской Федерации.
Полагал бы справедливым и своевременным внести в проект рассматриваемого нами документа предложение о поддержке развития вузовской теологии, как важного фактора гуманитаризации высшего образования, а также предложение о внесении теологии в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации.