Митрополит Артемий: "Спасти душу можно в любых условиях"
Информационный отдел Хабаровской епархии08.12.2021
7 декабря 2021 года в Городском дворце культуры Хабаровска состоялось торжественное открытие X Рождественских образовательных чтений Приамурской митрополии. В этом году тема чтений звучит так: «350-летие со дня рождения Петр I: секулярный мир и религиозность». Центральный доклад по теме Чтений представил митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий.
Тема Рождественских чтений в этом году посвящается 350-летию со дня рождения Петра I, которое отмечается в России в 2022 году на основании указа Президента Российской Федерации. Данная тема также поднимает перед нами проблему соотношения секулярного мира и религиозности, потому что именно личность императора Петра I являет нам пример этого соотношения. Если говорить простым русским языком, то секуляризм – это отделение Церкви от государства, то есть вытеснение религии из всех сфер общественной жизни.
Безусловно, Петровская эпоха – это эпоха великих перемен и великих свершений. Наряду с радикальным государственным переустройством меняется и уклад жизни всего народа. Поэтому правлению Петра I невозможно дать однозначную оценку. С одной стороны, очевидна прогрессивная политика великого императора: учреждение основных служб и ведомств, его просветительская миссия, выход России в мировое геополитическое пространство, с другой – разрушение самобытного строя православной русской жизни и грубое попрание канонических норм Православной Церкви через упразднение патриаршества. Именно в правление Петра берет начало процесс секуляризации, то есть постепенного отказа от духовных ценностей в пользу материальных предпочтений и светского образа жизни.
Юность Пётр провёл в немецкой слободе, поэтому неудивительно, что молодому царю нравилась жизнь европейцев. Большое впечатление на русского монарха произвели карнавалы и гуляния, высмеивавшие католические обряды. А поэтому оставаясь верующим человеком, но не получившим твердого православного воспитания, император постоянно колебался в своих убеждениях. С одной стороны, он временами горячо молился перед Казанской иконой Божией Матери как например накануне Полтавской битвы, во время которой царя могли убить несколько раз, и его спасло только чудо. За что впоследствии по его приказу будет построена часовня с почитаемой иконой, а спустя время на этом месте будет выстроен знаменитый Казанский собор в Санкт-Петербурге.
С другой стороны, Абсолютной противоположностью религиозности императора был Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор — одна из затей, учрежденных царём Петром I с целью развлечений, питейных увеселений, карнавальных действ; своеобразная шутовская «орденская организация», объединявшая царских единомышленников. Главной чертой «Собора», что явствует из названия, является отчётливое пародирование обрядов Церкви. (по мнению некоторых исследователей, он даже был создан с главной целью — унизить авторитет Церкви в глазах общества. Собор просуществовал около 30 лет — с начала 1690-х до середины 1720-х годов, что способствовало восприятию самого Петра Православным народом как Антихриста.
Тем не менее настоящим другом и духовным наставником для молодого царя Петра стал святитель Митрофан епископ Воронежский. Они подружились во время Азовского похода, когда под Воронежем молодой царь Пётр строил флот, чтобы потом пробиться к Чёрному морю. Епископ Митрофан всячески поддерживал это благое начинание, жертвовал «на ратных» церковные средства, наставлял и по-отечески заботился о молодом царе. Эта искренность и бескорыстие выделяли воронежского старца-епископа на фоне остального духовенства. Петр это очень ценил. Они по-долгу беседовали о планах и намерениях Петра. И молодой царь слушался мудрого святителя. К сожалению, Пётр не всегда помнил эти наставления, хотя всегда будет чтить мудрого Воронежского святителя.
Когда старец-епископ Митрофан скончался, Пётр на своих руках нёс его гроб и долго плакал над его могилой, говоря, не осталось у меня другого такого святого старца.
Также результатом реформ стало появление в стране правящего класса, почти оторванного от собственных исторических корней и связанного с Православной Церковью лишь гражданской обязанностью. Так, языком элиты в это время был французский, и только Александр Сергеевич Пушкин открыл для нас безграничные возможности и красоту русского языка. Это касается и русской иконы как произведения искусства, напрочь забытой в Синодальный период и заново открытой лишь в начале XX века.
Идеи Петра поддержало его окружение, а затем и всё высшее благородное сословие. Религиозность в высшем свете стала не престижной, зато модными потом будут масонство, оккультные учения, даже атеизм. В высшем обществе, именующем себя элитой, происходит выхолащивание религии. Хотя повсюду еще строились храмы и преподавался Закон Божий. Но зерна богоотступничества уже были посеяны.
Все же главным ударом по Русской Православной Церкви стало упразднение Петром I Патриаршества, которое будет восстановлено только в 1917г., когда рухнет Российская Империя. Во главе Церковного управления был поставлен Святейший Синод, где постоянно присутствовал обер-прокурор, светский офицер, «око Государево и стряпчий по делам церковным». Церковь была поставлена в подчинённое положение и стала одним из ведомств министерства культуры, что приведёт к самым плачевным последствиям. Логика Петра I была предельно простой – Государь всегда прав, а Церковь должна служить интересам государства, даже если это греховные интересы. Тщательно проверялись все проповеди священнослужителей. Это была попытка подчинить и замять голос совести, заставить Церковь молчать. Она слишком дорого обойдётся впоследствии для Российской Империи, когда в 1917 году некому будет поддержать императора Николая II, некому будет воззвать к русскому народу о сохранении Отечества, как это было при Патриархе Ермогене в Смутное время 1612 года.
Петр I сделал Церковь частью государственной машины. И не потому ли так сильно ударила революция по Церкви, что в сознании многих людей Церковь отождествлялась с властью, воспринималась как ее инструмент? На сегодняшний день ни в одном народе мы не наблюдаем такого неблагоговейного отношения к своему духовенству как в России.
Если Пётр I хотел религию сделать опорой и служанкой государства, то большевики решили её уничтожить вообще. Последователи «Всешутейшего и всепьянейшего и самоброднейшего собора» организовали «Союз воинствующих безбожников СССР». Теперь уже не за бороду или старинное платье, а за ношение креста можно было поплатиться жизнью. Не отдельные негативные моменты, а всё прошлое клеймилось как мрачное и проклятое, священство ссылалось на голодную смерть в лагеря, многие были расстреляны. В советский период нашей истории мы видим попытку навязать секулярное мышление всему народу как единственное и безальтернативное. Атеизм насаждался государством в детских садах, школах и ВУЗах. Храмы разрушались, святыни уничтожались. Верующих просто убивали.
Секулярная (а если быть точнее, атеистическая) политика государства принесла свои гибельные плоды. Могучее Советское государство прогнило изнутри и не смогло ответить на духовные вызовы 90-х годов. При Петре разводы и малая рождаемость в семьях была только у дворян, то в современном секулярном обществе мы уже говорим о глобальном семейном и демографическом кризисе, из которого наше общество не может выбраться уже много лет.
Если Пётр I «в Европу прорубил окно», то Горбачев и Б.Н. Ельцин «сломали стену», в духовный вакуум нашего народа хлынули всевозможные сектантские, еретические и сатанинские учения. Поэтому вопрос о взаимодействии Церкви и общества и ее роли в современном мире отнюдь не праздный вопрос. Между Церковью и государством должны быть диалог и сотрудничество в решении жизненно важных вопросов. Это вопросы культуры, вопросы воспитания, отношения людей к своей истории и друг-другу. И в этом Церковь и государство могут использовать классическую византийскую формулу взаимоотношений между государственной и церковной властью: «Мирская власть и священство должны относиться между собой как тело и душа в живом человеке. В их связи и согласии состоит благоденствие всего государства». Важно подчеркнуть, что в византийской трактовке как духовная, так и мирская власть исходит от Бога: при этом Церковь служит Богу и божественному, а Небесное Царство господствует над земным. В этом и находит свое воплощение принцип «симфонии властей».
Но даже если преобразования общества не произойдет в грандиозных масштабах, не нужно унывать, – спасти душу можно в любых условиях, о чем свидетельствуют сонмы православных святых, просиявших в нашем Отечестве, как в допетровский период, так и в синодальный, и еще в большей степени – в жестокие годы богоборчества.
Ибо Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18), – так глаголет Господь, обращаясь к каждому христианину.