Между добром и злом
Александр Лепетухин «Тихоокеанская звезда» 20 мая 2011 года01.07.2011
Странное существо человек. Он способен отзываться сердцем на зарифмованные кем-то строки, на ритмы и звуки разной тональности. Его способен взволновать кусок старого холста, на который кто-то несколько столетий назад, нанес красочные пятна. И он называет все это духовной пищей!
Значит, душа нуждается в пище? Что мы знаем о душе? Знаем, что чужая душа - потемки, но и свою изучили не очень хорошо. Знаем, что есть душевные и бездушные люди. Знаем, что не только отдельный человек, вся страна может испытывать духовный подъем. Но как связаны душа и творчество? Много думал об этом и пришел к тому, что произведение непостижимым образом впитывает в себя жизнь души автора. Поэтому искусство может перебрасывать невидимые мосты между человеческими душами и время не властно над этими мостами.
Не в этом ли главная загадка силы, исходящей из некоторых произведений? Ведь даже растения на музыку Моцарта реагируют...
Свои вопросы о душе я решил задать профессионалу, человеку, для которого забота о наших душах стала делом жизни. У меня в гостях известный многим из вас по телепередаче «Благовест» иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии, священник Иннокентьевского храма.
Мы пьем зеленый чай, слушаем, как шумит за окнами студии хабаровский вечер, и я прошу отца Никанора рассказать о себе: «Как из любопытного, хулиганистого хабаровского мальчишки получился монах и священник?»
- Родился я в Хабаровске в 1975 году. 4 июня в 10 часов утра. Перед этим мы вместе с мамой успели сдать последний вступительный экзамен в Высшую партийную школу и сразу поехали в роддом. Мама моя, Алла Алексеевна, всю жизнь трудилась на ответственной партийной работе. Перед уходом на пенсию работала в администрации губернатора. Отец, Витольд Петрович Лепешев, был преподавателем, а потом ректором Хабаровской государственной академии физической культуры и спорта. При этом мы всегда жили скромно. Роскоши никогда не было...
По корням своим отец Никанор из сибирских казаков (материнская линия) и из белорусских крестьян (отцовская линия). Казацкие корни живы в его душе и дают о себе знать в поступках.
Поскольку родился мой гость в семье атеистов, то на первых порах беззаветно уверовал в коммунизм.
- Кто это, детка? - спросила меня, малыша, тетя-гостья и показала открытку с Дедом Морозом.
- Это Карл Маркс! - убежденно ответил я. И вызвал всеобщий смех. Проезжая на папиных плечах мимо праздничных трибун, я кричал: «Да здравствует мировая революция!».
Но интересно, что воспитание в семье Лепешевых шло во многом на христианской основе. Понятия о добре и зле не исчезли из общества сразу после утраты веры. Они долго сохранялись в семьях, постепенно выветриваясь и размываясь.
- Поступать бесчестно нельзя! - учили родители.
- Почему? - спрашивал сын.
- Жизнь накажет.
Но раз жизнь наказывает, значит существуют какие-то духовные законы? Законы эти возникли сами по себе или их кто-то установил? Раздумывая в этом направлении, можно дойти до Бога. Того самого Бога, о существовании которого говорит нравственный закон в душе и звездное небо над головой.
Ах, это звездное небо! Это пульсирующая светом бездна, заслоненная от нас светом городов! Сколько раз испытывал потрясение в детстве, вглядываясь в эти сверкающие глубины!
Примерно так же говорит о небе отец Никанор. У нас есть общие детские воспоминания. Мы оба не верили, что умрем. В каком-то возрасте надеялись на науку, что она отменит смерть. Мы оба чувствовали, что за этой видимой реальностью есть другая, более важная реальность. Она манила нас, но мы не знали, как добраться до нее. Это был настоящий духовный голод. Жизненная суета еще не отвлекла нас от внутренней жизни, и мы остро чувствовали ее. Но у моего собеседника протекало все острее и опаснее.
Дело в том, что будущий отец Никанор был деятельным мальчиком. Он, не задумываясь, отправился в рискованные духовные поиски. Для начала занялся спиритизмом. Оказывается, было такое поверие в детской среде в те годы. Для опытов нужны были свечи, зеркало, полная темнота и флакон одеколона. Но для встречи с бесовским миром не столь важна форма, сколько желание и добровольная ему открытость.
Испытанный страх не вразумил. Напротив, стало еще интереснее, а тут приблизилось крушение СССР, названное перестройкой. Существовавший в стране духовный вакуум стал наполняться. К нам хлынули модные на 3ападе секты и учения.
По улицам побежали стайки кришнаитов, побрели по бульварам парочки иеговистов, замелькали в небе НЛО, из каких-то замшелых щелей вылезли потомственные колдуны и ведьмы. Вот уж поистине, свято место пусто не бывает! Похожее, по словам отца Никанора, происходило в Римской империи перед ее крушением и в России перед революцией. .
Когда темная мистика вошла в моду и стала вещать и колдовать с экранов телевизоров, отрок Лепешев был уже «продвинутым» в этой области. Найдя дедовские книги по личному магнетизму и йоге, он стал небезуспешно их осваивать, а потом принялся искать друзей среди тех же кришнаитов, анадомарговцев, виссарионовцев, астрологов, уфологов... И везде его принимали очень хорошо. Почему? Да потому, что основа у всего этого кажущегося разнообразия общая. Дошло до того, что, прочитав «Мастера и Маргариту» и влюбившись в булгаковских бесов, наш герой чуть было не стал сатанистом, надумав обратиться, так сказать, к хозяину этого пестрого балагана.
Мне приходилось наблюдать на нескольких судьбах, чем кончаются такие игры. Развал семьи, психические болезни, суицид и прочее в том же духе. Почему так происходит?
По словам отца Никанора, все оккультные практики и учения не что иное, как попытка проникнуть в духовный мир с черного хода. А куда ведет этот черный ход? Конечно, в подвал, в «тьму вечную, где плач и скрежет зубов». И выбраться из этой ловушки удается не всем.
Теперь, через много лет, отец Никанор говорит, что всегда искал Христа, но стучался не в те двери. И что интересно, почти все сектанты и окультисты говорили о любви. Они говорили, но любви не было. Это убедило нашего героя порвать с сектой Ананда Марга, в которой его уже признали своим и присвоили четвертую степень посвящения.
Каково было родителям наблюдать за тем, как их сын, проникнувшись «восточной мудростью», вещает всякий бред, как портится его характер, и слышать, как он кричит по ночам, так кричит, что кровь стынет в жилах.
Можно было бы написать интересный рассказ про спасение юного экзотерика - окультиста - йога.
Чаще всего Бог действует не громом и молнией, а проще, обыденнее. Через людей. Вспомните свою жизнь, и вы без труда найдете этому подтверждение. Вот и будущему отцу Никанору встретился человек, понявший, что его надо спасать. Потом была поездка в Оптину пустынь, встреча с духовным отцом, крещение. Нужно сказать, что в Оптину пустынь он приехал через несколько дней после похорон убитых сатанистами трех монахов о.Василия, о.Феропонта, о. Трофима. Возможно, тут он яснее понял, куда ушел и к чему мог прийти. Стоя у свежих могил, он осознал, что христианство это подвижничество и мученичество. Произошло это в 1993 году. С этого года отец Никанор исчисляет свой настоящий возраст. Ведь крещение - это новое рождение, рождение для неба. И это новая жизнь. Жизнь для Бога и людей.
Потом была учеба в Хабаровском государственном педагогическом университете. Учиться вроде нравилось, но чувствовал неудовлетворенность. И туту слышал, что в Оптиной пустыне вновь произошло убийство.
- На меня эта новость произвела сильное впечатление: я тут дурью маюсь, а люди за Христа умирают! Обратился к духовному отцу. Тот благословил поступать в семинарию. Удивительно, но я поступил с первого раза, хотя люди более подготовленные поступают с 3-4 раза. Сильно чувствовалась помощь Божья. Со временем как-то естественно возникло желание стать монахом. Думаю, повлияли встречи в семинарии, в монастырях, а потом и в академии с людьми, имевшими в сердце настоящую христианскую любовь. Что такое любовь? Конечно, это не страсть, а желание жертвовать собой для другого, это доброта, соединенная с духовным опытом. Это большой подарок от Бога, такая любовь!
В 2002 году отец Никанор успешно окончил Московскую духовную академию и по распределению вернулся в родной Хабаровск..Тут мы с ним и встретились. Вполне случайно. Но случайных встреч не бывает. Это знает каждый чуть-чуть внимательный к жизни человек.
- Отец Никанор, скажите, ваш юношеский опыт общения с окулыистами и разными сектантами помогает вам в миссионерской работе?
- Конечно, помогает. Даже негативный опыт, если его преодолеть, может оказаться полезным, чтобы помочь другому. В наши дни попытки проникнуть в духовный мир с черного хода не редкость. Еще апостол Павел сказал, что в конце времен люди будут бояться истины и выбирать учения, «льстящие их слуху», потакающие их гордыне и тщеславию.
- Кстати, о последних временах. Почему нас постоянно пугают то астероидами, то 2012 годом?
- Есть такие настроения. Они и прежде были. Я думаю, что 2012 год и прочие пугалки - это часто большой атаки на человеческую свободу. Но нам ли бояться? Ведь христианин это воин Христов. Надо отдавать себе отчет в том, что происходит, и действовать в полную силу и по совести, в той мере, в какой тебе это доступно. И не надо отчаиваться, что не можешь сделать большего.
- Отец Никанор, на прощание несколько слов о творчестве.
- Искусство - возделывание души. И, прежде всего, души самого автора, а потом уже душ других людей. Очень важно, на чьей стороне находится автор. Сейчас принято считать, что мы живем в постхристианском мире. Если говорить о состоянии умов в бывших христианских странах, то да. Но христианство не наше прошлое, а наше будущее. Потому что дорога от Христа ведет только к Антихристу. И третьего не дано.
Наше знакомство с отцом Никанором состоялось. Но осталось ощущение, что о самом важном мы не поговорили. Как взаимодействует искусство с судьбой автора? Как различаются душевность и духовность? И еще мне хотелось бы услышать рассказ отца Никанора о поездках в Ирландию, в Англию, на Афон и Святую землю. Надеюсь, и вам это будет интересно.
продолжение читайте здесь Ссылка