Люди, вставайте пораньше
Юлия Алексеева, "Образ и подобие" № 2 август 201127.10.2011
Пытаться понять кто такие монахи... Наверное, в этом нет никакого смысла. Немало слов уже по этому поводу сказано, одно поняла точно: монах - это тайна Христова, но не такая, какой мы ее пытаемся себе представить. Мы ничего не узнаем о монахе или монахине из любопытства, лишь навоображаем, придумаем себе, и сами же ужаснемся от этого.
Господь прячет от всех его душу и приоткрывает ее редко, исключительно, ровно настолько, насколько это нужно каждому из нас для чего-то большего, чего мы никогда, быть может, не поймем.
Из своего небольшого общения с монашествующими я поняла только одно - это удивительные люди, намного интересней, чем наши современники, живущие в миру. Действительно, вот я пишу эти слова и именно сейчас ловлю себя на мысли, что и правда, мне с монашествующими намного интересней, чем с кем бы то ни было. В силу своей профессии мне приходилось и приходится общаться с множеством людей разного уровня достатка, интеллекта, вероисповедания. Они все такие яркие, разные, но только в сравнении с православными монахами ты понимаешь, как они все безлики и одинаковы. Странно, не так ли?
Паисий Святогорец говорил: «Монах должен всегда, во всех поступках действовать как монах, ходить как монах, вкушать пищу как монах, молиться как монах, даже смотреть как монах».
«Монах должен..., - размышляла я,- а мы, живущие в миру, в общем и целом мало чего и кому должны. Мы как-то все больше «имеем право», к примеру, на радость. Простую, конечно, не духовную. Устроить застолье, полистать журнальчик, взять отпуск, уехать к морю, проспать работу мы имеем право - а монах нет!».
Монах, по нашему определению, должен страдать, а если монах не страдает, значит, он практически предатель...
Но не спешите с выводами, монах - это Его возлюбленное чадо, Он с любовью бережет их для главной Небесной тайны.
Вот, такие рассуждения. А чтобы они не переросли в мудрость лукавую, позвольте уточнить к чему это все, да еще и вслух. Не удивляйтесь - это все к знакомству. Да! Я хочу вас познакомить с монахом.
Итак, позвольте представить: иеромонах Макарий (Ненашев).
- Отец Макарий, если бы Вам предложили написать книгу о себе, с каких слов она бы начиналась и какими заканчивалась?
- Книгу? Обо мне недостойном? Ну, если так, то начал бы с таких слов: «Чудны дела твои, Господи! Я никогда не предполагал, что со мной такое произойдет, и я буду монахом. Все мои мечтания ограничились 30-летним возрастом, а дальше началась новая жизнь, для меня это удивительно!».
Ну а закончил бы: «Дай Бог встретиться со всеми замечательными людьми, оказавшими на меня влияния в жизни Будущего Века».
- Батюшка, я не знаю, говорят ли монахи о своей прошлой жизни (до пострига), не сочтите это за любопытство, но все-таки расскажите о себе. Насколько нам известно, у Вас была увлекательнейшая жизнь?
- Вы правильно подметили - увлекательнейшая. Да, увлекала за собой, вела к приключениям, к славе, к достатку, но в ней не было смысла, не было полноты. Два высших образования, предпринимательство, работа в Государственной Думе. Но в каждом сообществе чувствовал себя чуждым.
- Многие в миру, считают, что Богу себя посвящают с горя? Особенно такие молодые и успешные как Вы?
- Разные пути ведут к Богу, но основной путь - желание быть причастным божественной благодати. А горе - это когда человек прожигает свою жизнь и не вразумляется несмотря ни на что, и Бог ему не нужен. «В монахи» не уходят, а приходят. Приходят в поиске истины. А если сказать проще, то для того, чтобы спастись. Ведь монахи даже приветствуют друг друга такими словами: «Спасайся брат, сестра».
Самое важное для меня сегодняшнего - чистота души. Я чувствую, на физическом уровне, как Господь побеждает все страсти, он их просто убивает, ты всего лишь должен захотеть стать лучше! Очень важно ищущему человеку - стремиться быть похожим на Христа. Сначала просто понять, что ты не такой хороший, а потом, со временем - да ты брат, очень даже плох! И захотеть стать лучше. А Господь тебя поведет по этому пути!.
- Кто оказал духовное влияние на Ваше становление?
- Прежде всего - мой отец Иван Федорович. Его нравственный образ жизни, служение ближним, справедливость являются для меня примером. Господь даровал ему возможность быть христианином всего три года, но за это время он обвенчался с мамой, постоянно исповедовался и причащался. Он жил достойной нравственной жизнью, и Господь, в итоге, даровал ему и веру и таинство. А во время отпевания случилось чудо. Он почил 15 декабря, когда стоят самые лютые морозы, но в день его похорон было пять градусов тепла. И мы на кладбище пели пасхальные песнопения. Также большое влияние на меня оказал Валентин Цой, в то время депутат Государственной Думы РФ. Под его руководством я трудился в Москве в конце 90-х. Удивительно было, что человека такого уровня не оставляло равнодушным ни одно обращение, просьба, событие в общественной жизни, он откликался на все.
Ну и в то время, в Москве, мне посчастливилось познакомиться со многими верующими людьми, которые открыли для меня сокровенный мир Православия, преподали мне первые навыки молитвенного общения с Богом и церковной жизнью.
Самое большое влияние на духовное становление оказало знакомство с насельниками Оптиной Пустыни и двухлетнее пребывание в монастыре.
- Расскажите про Оптину? Этот монастырь сыграл самую главную роль в Вашей жизни, не так ли?
- Монастырь - это лаборатория Духа. Именно в монастыре благодатью Святого Духа человек изменяется, преображается и может достигнуть того совершенства, которое вообще возможно здесь на земле. Для этого в Оптиной пустыни созданы лучшие условия. Жизнь строится по заветам Оптинских старцев, устав Богослужений сохранился неизменным и обязательным для всех. Насельники обители неукоснительно исполняют иноческое правило и упражняются в молитве Иисусовой, несут церковные и трудовые послушания. Каждый инок вверяет свою жизнь духовнику. Важно знать - обитель преуспевает добродетельной жизнью и сокровенными подвигами живущей в ней братии.
- Батюшка, как можно узнать Промысел Божий о себе и как Вам лично открылся путь монашества?
- Я увидел в глазах иноков Оптиной Пустыни духовную чистоту, любовь... Как будто Бог пребывает в них. И мне захотелось стать таким же. Примерил к себе этот удивительный образ жизни. Монашество принял позже, когда нес свое послушание в Хабаровской Духовной семинарии по благословению архиепископа Марка.
- Монахи ищут предельного уединения, даже одиночества, но есть такие, которые живут в миру? Лично Вы хотели бы жить в монастыре, и если да, то в каком?
Человек вправе выбрать для себя удобное место для духовного развития, кто в монастыре, кто в миру. Избирая монашество, христианин дает обет послушания Богу. Монах - как солдат: дал присягу - и себе уже не принадлежит, он принадлежит Церкви. Потому ему нужно трудиться, «чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы». Если Господь призвал на этот путь, то нужно терпеть те послушания, которые приходится нести в городе или в другом месте. Особой разницы нет: куда Господь призвал, на том месте и трудись.
Из Оптиной пустыни меня направили по запросу правящего архиерея для прохождения послушания в качестве эконома семинарии. Это было мое первое послушание вне стен монастыря, оно длилось три года.
Если бы я остался в монастыре, то это была бы совсем иная история.
Что касается сегодняшнего дня, я сейчас несу послушания окружного благочинного и настоятеля храма Святителя Николая, на нижнем Амуре. Множество забот, постоянные поездки по селам, встречи с разными людьми, частые богослужения... Ведь кто-то должен это делать, а мне, выросшему на дальневосточной земле, это - по силам.
- Исходя из опыта монашеской жизни, что больше всего приносило скорби, и что больше всего радовало?
Огорчаешься, когда совершаешь грех, когда духовные силы истощаются, и не имеешь возможности в полноте исполнять возложенное на тебя послушание. Огорчаешься, когда человек, обращаясь за советом, не принимает его и навлекает на себя проблемы. Радуешься, когда удается жить в согласии с Промыслом Божиим, когда ближний твой открывает для себя Христа и начинает жить по воле Господа.
- Мне всегда казалось, что самый прекрасный вид дружбы - это дружба между монахом-наставником и его духовным чадом. Может, я ошибаюсь?
Отношения эти - особый союз, основанный на послушании духовных детей своему духовному отцу, искренней любви и ответственностью духовника пред Богом за них. Эти отношения состоят не только из исповеди пред Святым Причащением. А преимущественно в частом, даже ежедневном исповедании чадом духовнику поступков, размышлений и всех малейших страстных движений мысли и сердца, в испрашивании совета и благословения на любые действия, соединенные с искренней, твердой решимостью осуществить все то, что предпишет наставник. В полноте такие отношения возможны со старцем, опытным в духовно-аскетической жизни, обладающим даром рассуждения.
- А есть ли у вас друзья? Кто они?
- Мои друзья - это те люди, которые нуждаются во мне. Ну и конечно мои наставники, собратия и сомолитвенники.
- Любимое место на земле?
- Место, где Бог особенно близок. Как правило, это храм, где совершается Богослужение и творится молитва Иисусова.
- Батюшка, а тяжело быть монахом?
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Это путь благодатный, путь созидания своей души для жизни вечной! А вообще, монахи - это самые радостные и счастливые люди! У них осуществляется принцип: человек не имеет никаких попечений. Миряне ломают голову о том, как прокормить семью, купить одежду, заплатить за квартиру, отремонтировать машину или дом - масса суетных и хлопотных житейских попечений. Монах же выполняет небольшую возложенную на него работу: молится Господу, исполняет послушание и постоянно пытается выполнить завещание апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5:16-18).
- Вы чувствуете, что не ошиблись, увидев в монашестве свое призвание?
- От человека зависит стремление, но избирает Господь. Верю, что каждому человеку предлагает Он путь, удобный для личного спасения.
- Как Вы считаете, человек рождается добрым или злым?
- Человек может родиться предрасположенным к добру или ко злу, но судьба его зависит от родителей, окружения, от социальной среды, в которой от будет возрастать, а в дальнейшем - от его собственной воли.
- Возможно ли, чтобы близким вам стал человек неверующий?
- Неверующих людей еще не встречал, ибо душа человека по природе - христианка. Есть люди, которые не познали Бога, ну или еще пока не разобрались до конца в своей вере.
- Интересно, а сегодня утром Вы о чем молились?
- «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой...». Молился о близких, вспомнил о страдающих в болезни.
- Как Вы думаете, человек может жить и по государственным законам и, одновременно, по законам совести и веры? Иногда кажется, что это - «сочетание несочетаемого»...
- Если государственные законы не противоречат Закону Божиему, то это вполне возможно. Главное умом принять, что добросовестным гражданином христианин быть обязан. А Господь поможет. Иначе неверный в малом, скорее всего, будет неверным и в большом.
- Батюшка, глядя на Вас всегда хочется улыбаться, потому что Вы всегда улыбаетесь, а еще потому, что Вы добрый. Мне всегда хотелось спросить, почему Вы такой добрый, почему Вы любите всех людей?
- А почему я не должен любить людей? Благожелательное отношение к людям есть стремление исполнить важнейшую заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
- Сегодня как никогда чувствуется, что заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» не работает и уже работать не будет...
- В целом любовь оскудевает в мире, в сердцах людей. Но Господь вчера и сегодня тот же, Бог есть любовь! И кто стремится быть с Ним, пребывает в любви Божьей и отдает ее людям.
- А за что Вам бывает стыдно?
- Очень стыдно бывает, когда я вижу в человеке недоброе, а на самом деле потом оказывается, что в сердце его добрые побуждения и любовь.
- Покаяние - изменение себя. Что Вам сложнее всего менять в себе?
- Сложнее всего совершать каждодневный труд, без перерывов и выходных. Постоянно наблюдать за реакцией своей души на обстоятельства и события, с которыми связан. Хранить мир в душе во всех ситуациях.
- Когда Вы впервые прочли Евангелие, и какое оно произвело на вас впечатление?
- Первую Библию, мне подарил человек, освободившийся из заключения, которого я принял на работу, будучи предпринимателем. Важнейшие места в книге были подчеркнуты карандашом, и мне так проще было читать. Но Бог для меня открылся не через Библию, а через общение с верующими людьми.
- Как Вы представляете себе свою старость?
- На все воля Божия. Хотелось бы стать настоящим христианином, духовным человеком, проводить время в молитве, богослужении, пребывать в богомыслии. Быть полезным духовным чадам.
- Монах должен постоянно думаете о смерти. Вы часто о ней думаете?
- Сегодня думал (смеется).
- Самое счастливое время -это когда...
- Как правило, это бывает после Причастия, молитвенных трудов. Когда любишь Господа, созданный им мир, окружающих тебя людей.
- Если бы Вы могли и хотели дать современному человеку очень краткий, в одно предложение, совет относительно устроения духовной жизни, что бы Вы сказали?
- Здесь, как ни в каком другом деле, нужен порядок. Выберите себе посильный режим духовной жизни, старайтесь его ежедневно исполнять.
И еще: люди, просыпайтесь пораньше, чтоб помолиться в тишине утреннего рассвета.