Крестный путь на страстной: неделя, изменившая мир
Юлия Шутова22.04.2019
Страстная неделя – Великое время, в которое вершилось спасение не только всего мира, но каждого из нас. Всех, не зависимо от наших заслуг и невзирая на наши падения. Каждый день Страстной седмицы способен приблизить нас ко Христу, делая сопричастным Крестному подвигу, удостаивая сораспятия со Спасителем и Его Воскресения! Итак, неделя, способная указать нам смысл жизни, началась. Да, многие шли к ней путем поста, но пост – это не «допуск к экзамену»: если сердце человека открыто Господу, то место на праздничном пире уготовано всем.
Понедельник:
В этот день в храме читается евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Какой сильный образ, заставляющий нас задуматься, а что есть истинные плоды в жизни каждого из нас?
Беседы Спасителя о воскресении мертвых и о Втором пришествии, притчи о десяти девах, о талантах и о Страшном Суде. Также в этот день мы будем вспоминать обличение Иисусом фарисеев и книжников. Все это призывает нас бодрствовать, чутко относиться к своей душе, помня, что «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа».
Церковь вспоминает двух людей: женщину по имени Мария, бывшую некогда блудницей, ставшую символом покаяния, и мужчину по имени Иуда, одного из двенадцати апостолов, ставшего символом предательства. Одна, отдав все, что имела, изливала драгоценное миро на ноги Спасителя, получив милость и прощение от Господа, другой, предав все, что имел, получил 30 сребреников, погубив себя. Все мы подвержены греху, в каждом из нас есть склонность к тому или иному соблазну, а то и к нескольким. Но у каждого из нас есть выбор: Господь дарует нам свободу – самый прекрасный и самый сложный дар, которым нужно уметь мудро воспользоваться. Страстная среда, как день, который дает нам возможность поразмышлять над предательством Иуды, должен помочь осознать всю греховную пагубу предательства по отношению к Богу и ближнему.
Кульминационный день седмицы: прежде смерти крестной, Господь показывает пример кротости, омывая ноги ученикам, установил Таинство евхаристии, смиренно молил о Чаше в Гефсиманском саду и пережил предательство Иуды, человека, бывшего Его учеником. В этот день совершается уникальная Литургия, за которой мы становимся причастниками Тайной Вечери времен земной жизни Христа. Тем самым мы подтверждаем, что наше участие в этом событии не носит характер предательства Иуды, который причастился, но не освятился. А потому мы молимся: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Смерть Одного… Того, чья смерть была страшной и мучительной, и вместе с тем искупительной жертвой за всех нас, за каждого. Как рассказать о Крестных муках, о страданиях, о Великой жертве. Какими словами, когда «да молчит всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом. И ничего же земного в себе не помышляет»? Богочеловек на кресте, и один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, удостоившись первым войти в рай. Незыблемая надежда нас, грешных, спастись не по заслугам, но по великой милости Божией.
Погребение Спасителя, сошествие во ад и ожидание Воскресения. Смерть Христа стала победным шествием в преисподнюю, где побежденный ад отпустил связанных законом смерти праведников. «О, смерть! Где, скажи, твое жало? О, ад! Где победа твоя?». Свет Христов воссиял везде, свет, за которым следует… ВОСКРЕСЕНИЕ…
Страстная неделя – время, когда Сам Господь ждет от нас плода, бодрствования, отказа от греха, покаяния, принятия Чаши и Креста, чтобы, вступая в заключительный день Великих евангельских событий, мы могли воскликнуть: «Христос Воскресе из мертвых!», получив неизменный ответ: «Воистину воскресе!».