Крест – самое глубокое и высшее утешение христиан
Иеромонах Ефрем (Просянок)19.03.2009
Каждый воскресный день Великого поста имеет свою тематику. Нынешнее воскресенье называется Неделей Крестопоклонной – во время Богослужения на середину храма выносится из алтаря Крест и совершается поклонением ему. Так установлено в Церкви с древности, что именно в середине поста для нашего укрепления предлагается образ Креста Христова, через который было совершено наше спасение.
Крест и Воскресение не могут быть поняты нами отдельно друг от друга. Нельзя видеть цветок без корня, ни корень без цветка, ибо это одно цветение жизни.
В чем же смысл Креста? «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», - сказал Христос Спаситель. Не бывает человеческой жизни без несения креста. У кого-то это свои болезни, у других – болезни или скорби близких, потеря родных, жизненные трудности. У каждого свой крест, и следуя за Господом, мы должны нести малый жизненный крест.
Нас могут спросить: «Разве только христиане терпят скорби? Разве не терпят скорбей, несчастий и горестей другие люди? Разве не проливают слез те, кто и вовсе отвергает путь Христов?» Да, конечно, скорби неизбежны для каждого человека. Но одни терпят свои скорби только потому, что никак не могут отделаться от них. Часто это сопряжено с проклятьями и ропотом. Но христиане должны нести свои скорби ради имени Христа, с великой покорностью воле Бога, с благодарением Богу за все доброе, тяжелое, за горести и все несчастья.
Люди всеми силами стараются избавиться от скорбей: они заливают горе вином и водкой, одурманивают себя табаком и даже наркотиками, ища утешения. А когда не находят его, стараются забыть о скорбях: ищут развлечений и пустословий.
Люди, более высоко стоящие в духовном отношении, ищут забвения своих скорбей в дружбе, в работе. Самое высшее, в чем находят облегчение, – взаимная любовь: любовь супругов, любовь родителей к детям и любовь детей к родителям, любовь к людям, достойным любви. Да, всякая любовь благословенна, но это начальная, низшая форма любви, ибо от нее, путем упражнения в ней, мы должны возвыситься до гораздо более высокой любви ко всем людям, без разделения их на категории. А от этой любви уже следует возвыситься до третьей степени любви – любви божественной, любви к Самому Богу.
Именно благодаря любви ко всему человеческому роду стала возможна Крестная смерть Господа и именно высшей любви учит нас Крест Христов.
Ни в чем никогда не найти утешения в скорби для тех, кто ищет его не там, где следует. Где же искать утешения в скорби? Об этом говорит святой псалмопевец Давид: «Только в Боге успокаивается душа моя» (Пс. 61, 2). И поистине блаженны те, которые находят глубокое утешение в горячей, из сердца возносящейся молитве, в духовном общении с Богом.
Такими были праведники Ветхого Завета, а в Новом Завете христианам, Господь даровал самое глубокое и высшее утешение – Крест. Взирая на изображение распятого Сына Божия, душа верующего человека исполняется неизъяснимым чувством раскаяния, так как Господь Свои муки претерпел не только за ранее живущих, но и за каждого из нас, чьи грехи вновь и вновь пригвождают Иисуса ко Кресту и новыми шипами вонзаются в Божественную плоть.
В середине поста Крест напоминает о строгом мздовоздаянии за грехи и вместе о тайне нашего спасения. Крест зовёт нас к обновлению, очищению, величайшей свободе. Крест напоминает тем, кто не радеет о своем спасении, что еще не все потеряно для них, если не закоснеть в своих грехах. И будучи знамением Всеобщего Суда, вместе с тем является знаменем беспредельной, безграничной любви к человеку, ибо Господь готов в любую минуту принять покаяние каждого и простить всех, кто желает укрепиться в вере и наследовать вечную блаженную жизнь.
В добровольном крестоношении и есть смысл нашего духовного подвига. Каждый из нас несет по жизни свой, лишь ему предназначенный и лишь ему посильный крест. Никому из нас не дан крест свыше наших сил. Но для несения его нужны стойкость и сила духа, для этого нужно постоянно помнить о конечной цели и «отвергаться себя», т.е. не допускать возобладания нашего смертного тела над нашей же бессмертной душой.
Взирая на Распятие Господне, каждый из нас должен спросить себя: «Достойно ли я несу свой крест?» И, поклоняясь в эти великие дни Святому Кресту, подумаем о том, можно ли хоть в ничтожной доле сравнить наши добровольные ограничения собственной плоти и принуждения души к покаянию, с тем непостижимым и безгранично великим мученическим и спасительным подвигом нашего Господа, который Он свершил для нас?
Обыкновенно, по естественному закону и по чувству справедливости и благодарности, на любовь отвечают любовью, любовь одной стороны вызывает любовь стороны другой. Потому и мы на беспредельную любовь к нам Спасителя должны отвечать полной, готовой на все жертвы любовью к Нему. Любим ли мы Господа нашего за Его безграничную любовь к нам?
Ответом на этот вопрос служит наша жизнь, наше поведение. Как признак истинной любви людей к Спасителю Он Сам поставил исполнение Его заповедей. В Евангелии сказано: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21). Поэтому если в нашей жизни осуществляется Закон Христов, если мы исполняем Его заповеди и соблюдаем Его слово, то мы истинно любим Его. Если же мы поступаем вопреки заповедям Христа, то либо совершенно не любим Его, либо любим только на словах.
Великий пост продолжается. Продолжим и мы наше спасительное делание. Кто еще не поспешил через пощение и молитву позаботиться о своей душе, тот пусть, взирая на Крест Христов, утвердит в себе труд поста и сокрушения о своих грехах, чтобы с чистым сердцем и просветленной душой встретить Светлое Христово Воскресение.
Силою Креста Твоего, укрепи нас, Господи!
Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «1-м Краевом телевидении». 21 марта 2009 г.