Хабаровск православный Журнал Когда крест не орудие пыток, а лестница в небо

Когда крест не орудие пыток, а лестница в небо

Марина Шабалова (Информационный отдел Хабаровской епархии)

17.03.2012

«А знаете ли Вы, что с креста-то не сходят, с креста снимают», - утешал духовных чад архимандрит Иоанн (Крестьянкин), - А крест Ваш, если мужественно донести его до конца, даст большой плод духовный, преобразуя и Вашу душу, и препитая и близких Ваших».
Прошло три недели Великого поста, позади первые поражения и победы: кто-то устал, кто-то почувствовал пользу, - для тех и других на середину храма выносят Распятие. Впереди – Крестопоклонная неделя. Крест - орудие пыток и самой позорной казни в древности - для христиан стал духовным оружием, основанием и средоточием всей церковной жизни.
На кресте мы видим Бога Распятым. Но в распятие вместе со страданием есть прощение, победа, воскресение, в нем таинственно пребывает сама жизнь. Поэтому Крест Господень почитается христианами как "живоносное древо", то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.
«Ты скорбишь, ты страдаешь душою и не видишь исхода в этой скорби?, - пишет архиепископ Никон Рождественский, - Но представь себе, что вот, явился тебе Сам Господь Иисус Христос и предложил тебе из Его собственных рук принять крест, какой Он на тебя возложит: неужели ты отказался бы от этого креста? Слышишь, что Он говорит: аще кто хощет по Мне идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет…А крест и есть те скорби, какие Бог попускает нам в жизни. Скорбями Господь держит нас поближе к себе, не дает увлекаться суетой многогрешного мира.
Есть тайна в несении креста христианином, тайна, постигаемая не столько умом, сколько сердцем его – именно: когда человек предает себя Богу и приемлет скорби с благодарением, то в сердце является благодатное утешение и крест превращается для него в лествицу, возводящую на небо. Как крест вещественный слагается из пересечения двух линий, так крест духовный слагается в сущности из пересечения двух воль: воля Божия влечет человека горе – к небу, а его собственная, грехом поврежденная склоняет долу – к земле и становится как бы поперек воле Божией. Отсюда - боль для ветхого, плотяного человека. ..От убеждения, что лучше воли Божией ничего быть не может, - и острота боли сердечной, ощущение так сказать – крестного страдания в душе, сразу смягчиться, сердце согреется и успокоится в предании себя воли Божией. Когда твоя воля становится рядом с волей Божией, то и креста в сущности уже нет».
«Распятие Христово - это действие свободной Божественной любви, - пишет митрополит Антоний Сурожский, - это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить - жить вечной жизнью, жить с Богом. И этому всему знаком является Крест, потому что, в конечном итоге, любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил другой».
Как писал архимандрит Иоанн Крестьянкин, «...Надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом. Как бы не ошибиться, как бы не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения?! Самовольный подвиг – это самодельный крест, и несение такого креста всегда оканчивается падением великим.
А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь (Дал обеты монашества – не ищи женитьбы, связан семьей – не стремись к свободе от детей и супруги.) Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути,– это гордость сбивает с пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, – это саможаление снимает тебя с креста».

Церковь, Великий пост