Казанская икона Божией Матери: на страже границ
Информационный отдел Хабаровской епархии03.11.2022
Храм в честь одной из самых почитаемых икон Божией Матери «Казанская» находится в приграничном селе Казакевичево, расположенном на четырёх пологих холмах горного хребта Хехцир, где можно увидеть, как в Амур впадает река Уссури, а со смотровой площадки открывается вид на Китай.
- Нет ничего удивительного, что в честь Богородицы был построен храм на границе нашей Родины. Это Усердная Заступница нашего народа, на Неё люди уповали в самых сложных ситуациях, - говорит иерей Антоний Полоник, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Казакевичево.
Еще один интересный факт - 31 мая 1858 года сюда прибыл граф Муравьёв-Амурский после подписания Айгунского договора. Именно здесь он и его соратники праздновали это событие. А еще местные жители знают место, куда причаливали первые переселенцы, а также первые землепроходцы, среди которых был и Василий Поярков.
История самого села начинается с 1857 года, когда в устье реки Уссури в месте слияния с рекой Амур по распоряжению Г. И. Невельского поставлен Казачий пограничный пост. Пост состоял из 25 казаков и назывался Усть-Уссурийским. Этот пост означал, что данные земли принадлежат Русскому государству. В этом же году летним сплавом из Забайкалья прибыли первые 28 семей забайкальских казаков под руководством сотника Киселева. На месте, где впервые высадились первые семьи казаков, была возведена деревянная часовня.
В 1858 году пост был переименован генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьевым в станицу «Казакевичево», в честь Петра Васильевича Казакевича, мореплавателя, государственного деятеля, сподвижника Г.И. Невельского по «Амурскому делу». Эта дата и является официальной датой основания села.
В документах, относящихся к истории Уссурийского пешего казачьего полубатальона, датирующихся 1858 годом есть собственноручное предписание генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева:
«В состав Уссурийского казачьего батальона имеют прибыть нынешним летом 150 семейств на Уссурийский пост. Сотнику Киселеву поручается распределение оных по правому берегу Уссури протоки до селения Бури (будущий Хабаровск) с тем, чтобы самое отдаленное селение вверх по Уссури находилось не далее 90 верст от поста, вниз же по протоке расположить не более 25 семейств. Все казачьи семейства, ныне здесь расположенные, должны строить только по одному дому па два семейства и преимущественно заниматься расчисткой полей, распашкою оных и сенокосом. Батальонный штаб Уссурийского батальона расположится временно при Уссурийском посте, где разместить непременно 30 семейств. Генерал-адъютант Муравьев. 1 июня 1858 года. Уссурийский пост».
Это было небольшое селение, названное в честь первого военного губернатора Приморской области - Петра Васильевича Казакевича (1814—1887, Санкт-Петербург) - русского адмирала и генерал-адъютанта, исследователя Дальнего Востока.
Казаки несли пограничную службу, отбывали почтовую повинность, заготавливали дрова для пароходов, занимались земледелием и всякими промыслами — извозом, охотой, рыболовством. Первоначально селение имело две улицы — Нижнюю и Верхнюю.
Источниками водоснабжения в станице являлись горные ручьи — Шереметьевский, Рязанова, Каменщикова, а также колодцы. На Шереметьевском ручье работала водяная мельница и несколько конных, имелась кузница, кирпичный заводик. Магазин держал местный казак, а лавки — китайские торговцы. До 1917 года в Казакевичево находились: таможня, станичное казачье правление, одноклассное начальное училище казачьего ведомства, фельдшерский и ветеринарные пункты и войсковая ветеринарная лаборатория, казармы, конюшни.
Православные храмы и часовни действовали здесь с основания поселения — часовни на Нижней улице и на сельском кладбище, церкви в честь святого Георгия Победоносца и Казанской иконы Божией Матери. В 1915–1916 годах была выстроена новая Усть-Уссурийская Казанская церковь (сгорела в 1921 году).
Церковь Георгия Победоносца оказалась небольшой для все прибывающего населения. Фактически до 1872 года она пришла в негодность.
Сплав по Амуру
Интересными документами, проливающими свет на первые храмы села, являются «Прошение епископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому от благочинного Уссурийских церквей священника Иоанна Петрологинова о награждении купа 2 гильдии Алексея Ивановича Сыромятникова, построившего в с. Казакевичево на собственные средства Кладбищенскую церковь, которая стоит около 3 тыс.руб. 29.09. 1872 г.». и «Препроводительное письмо в Камчатскую духовную консисторию с сообщением о том, что недалеко от вновь построенной Кладбищенской церкви имеется другая, построенная прихожанами на собственные средства, без помощи казны, в первые годы жительства в новом краю, потому она же ненадёжна» 31.01. 1875)».
Говоря о Казанском храме, любопытны следующие документальные сведения:
Телеграмма в Благовещенск епископу Камчатскому, Курильскому, Благовещенскому Мартиниану из Казакевичево с просьбой освятить вновь построенную церковь. Телеграмма подписана капитаном Радвиловым, священником Илларионом Литвиневым, церковным старостой Новиковым. От 13.06.1878 г.
А также рапорт его Преосвещенству Мартиниану от настоятеля Хабаровской Иннокентьевской церкви священника Александра Протодьяконова о выполнении распоряжения 6.12. 1878 г. о вновь построенной церкви в с. Казакевичево, которая освящена во имя Божией Матери, именуемой Казанская. Представлен список служащих священников: Илларион Литвинев и временно заведующий Венюковским приходом, Удской и Никольской церкви Иоанн Попов. От 7.12. 1878 г.
К сожалению, церковь сгорела во время Гражданской войны. Отец Антоний Полоник, нынешний настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Казакевичево рассказывает о причинах пожара в храме.
Уссурийские казаки. 1870 год.
- Во время боев в ходе Гражданской войны случился в храме пожар. Остатки храма в 60-х годах разобрали, цокольный этаж сломали, чтобы построить пирс, где стояли пограничные корабли. Староста по фамилии Зелинский сумел уберечь Казанскую икону Божией Матери. Его потомки несколько лет назад передали образ в музей села Казакевичево. А теперь икона заняла свое место в новом храме. Знаменательно, что сто лет спустя в селе вновь возобновилась литургическая жизнь.
Наталья Милушова, руководитель музея «Здесь России рубеж» села Казакевичево, рассказывает историю этой иконы, которая пережила царское время, революцию и советские годы, «дождавшись» возрождения Православной веры в пограничном селе.
- Тимофей Тимофеевич Зелинский долгие годы был старостой старого храма, который возвели в 1879 году, а в марте 1922 года в результате боев церковь была задета конно-артиллерийской бригадой красной армии, в результате чего случился пожар. Сам Тимофей Тимофеевич жил неподалеку от храма в сторожке и сумел вовремя остановить огонь. Во время антирелигиозной пропаганды в 1928-1930 годы храм был окончательно разрушен советскими властями. Фундамент храма оставался нетронутым еще долгое время. Приход продолжал существовать вплоть до 1934 года. Богослужения и требы совершались священником в домах прихожан пока это было возможно, - рассказывает Наталья Федоровна. - Спустя годы фундамент церкви был обнаружен. Приходилось расспрашивать стариков, что было на этом месте.
А иногда и сами камни рассказывают истории. Вот и остатки фундамента могут поведать о былом. Итак, стены церкви были выложены в виде креста, в память о Кресте Господнем. Вход в нее, по канонам, находился с западной стороны. Судя по фундаменту видно, что внутри здание делилось на три части. Начиная с западной стороны – притвора, где во время служб стояли кающиеся или оглашенные, то есть прихожане, желающие креститься, но еще не прошедшие Таинства Крещения. Здесь же стояли и те, кто опоздал на службу. В передней части располагалась печь, которая отапливала довольно большую и просторную церковь. Печей было две. Другая находилась на задней части церкви и отапливала служебные помещения. Самая большая часть церкви – средняя. В ней стояла большая часть молящихся. По сторонам находились клиросы, возвышения для церковного хора. В центре на аналое, в честь каждого церковного праздника, выкладывалась соответствующая событию икона. За средней частью располагался алтарь, который непременно отделялся от средней части иконостасом. Иконостас состоял из пяти рядов икон, а в первом ряду сделаны центральные Царские Врата для выхода священника. По бокам – боковые ворота для выхода диаконов. На церкви было установлено несколько колоколов, и каждый имел свое значение. В колокола били по церковному расписанию: к заутрене, вечерне, в православные праздники и в случае пожара. Удары в колокола были разные, как и события, по которым они звучали. Церковь в станице Казакевичево была освящена во имя Казанской иконы Божией Матери, являющейся покровительницей казачьего сословия, шестого декабря 1878 года. В настоящее время на месте разрушенной церкви возвышается поклонный крест, установленный в 2006 году.
Возвращение святыни
Икона Божией Матери «Казанская» из старой церкви хранилась у ее старосты Тимофея Зелинского. Долгое время она находилась у него, пока из Зеленских в живых никого не осталось. Директор Дома культуры Лариса Соснина сохранила эту икону и принесла сюда, в музей, на хранение.
- Далее нам удалось найти родственников, с которыми мы договорились, что будем хранить образ, а с постройкой нового храма передадим его туда. До этого времени наш музей превратился в молитвенную комнату, - продолжает Наталья Милушова, руководитель музея «Здесь России рубеж». - Иногда приходилось находиться здесь до позднего вечера, ожидая окончания богослужения или треб. Однажды батюшка Антоний покрестил здесь 44 человека за раз. Мы долгое время хранили икону Казанской Божией Матери здесь, в музее. Каждый раз приходится шутить – не понятно, кто кого хранил: она музей или музей ее. Нами было дано обещание, что икона будет обязательно передана в новую церковь, когда ее построят. Главным условием считалось передать образ Божией Матери «Казанская» в одноименную церковь. Мало кто верил, что это событие когда-либо произойдет. Но все же усилиями прихожан, города Хабаровска, ближайших сел храм был успешно построен и освящен.
Реставраторы оставили оклад от старинной Казанской иконы Божией Матери в музее с новым ликом, а сама святыня в новом окладе, как и было обещано, передана в храм. Среди музейных экспонатов есть еще несколько сохранившихся небольших храмовых колокольчиков.
- На колоколах есть надпись, что их изготовил мастер Иван Митрофанов. К сожалению колокола без языков, это было сделано по приказу советской власти.
По сведениям, которые удалось собрать местным краеведам, известно, что храм был разрушен в марте, и богослужение на Пасху в нем уже не служили. Это значит, что Крещенская служба, наверняка, стала тогда последней совершенной праздничной службой. Удивительно, что с неё же и началась жизнь нового храма: 28 ноября 2020 года митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий совершил освящение храма Казанской иконы Божией Матери села Казакевичево.
И в преддверии праздника краеведческий музей передал храму ту самую Казанскую икону, давно уже любимую и почитаемую на приходе.
В здании музея отец Антоний совершил молебен, после чего директор музея Наталья Федоровна передала святыню батюшке.
Бывший глава села, а ныне председатель приходского совета вспоминает, как верующие возрадовались, когда состоялось первое богослужение в строящемся храме и первое причастие:
- Все верили, что храм будет, правда, нам это нелегко давалось, но храм построили, он работает, в нём служат. Продолжаются православные традиции. Возродились богослужения через сто лет. В это же время передали с музея нашу родную икону, Казанскую. И перед освящением она уже была в храме. После мы ее отдали на реставрацию, сделали новую ризу, обновили. Люди приходят к иконе, она помогает, у каждого в сердце эта икона живет по-своему.
Прихожане рассказывают о еще одном образе, помогающим в молитве.
- Нам на летнюю Казанскую подарили бывшие жители села Казакевичево Феодоровскую икону Божией Матери. Этой иконе молятся о семейном благополучии. У семьи, которая решила подарить икону, в роду была интересная особенность: женщины не могли долго выйти замуж и стали обращаться за помощью к этой иконе. Также у Богородицы просили молитв о появлении детей в семье. Передали икону нам со словами: «Икона чудотворная и наш род является тому примером, и вы просите и обрящете», - поделилась Надежда Ланина.