Хабаровск православный Журнал Жестокость в семье и школе. Миф или реальность?

Жестокость в семье и школе. Миф или реальность?

Марина Шабалова (Приамурская и Хабаровская митрополия)

17.10.2011

Школьное родительское собрание – это всегда ответственность родителей за детей, а потому и волнение. Городское родительское собрание отличается от школьного: инициативных родителей объединяют, чтобы вместе найти ответы на интересующие вопросы. Приглашают и экспертов: врачей, психологов, педагогов, представителей государственной власти. Отрадно, что в обществе для решения важных вопросов признают необходимость объединения усилий государства и Церкви. На городское родительское собрание 14 октября пригласили митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия.

Проблема для обсуждения выбрана неоднозначная: «Семья и школа: детство без жестокости и насилия». Подобные собрания проходят не только в нашем городе, а потому осмелюсь предположить, что выбор темы подсказан сторонниками Ювенальной Юстиции.

Ювенальная Юстиция – правосудие в отношении детей – основывается на Конвенции о правах ребенка, документе отчасти несовершенном, а порой и противоречащем нравственным принципам, лежащим в основе Всеобщей декларации прав человека. Правозащитники разделяет понятия права ребенка и права человека, не учитывая, что до определенного возраста ответственность за несовершеннолетних несут родители.
Непонимание родителей, телесные наказания и психологическое давление определены на минувшем собрании как проявления жестокости. Акценты в таком непростом вопросе расставил митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий:

«Сама тема собрания несколько провокационная. Предполагается, что основная беда, которая постигла наше юношество и подростков – это насилие в школе и семье. Но ребенок воспитывается не только семьей и школой, но и окружающей средой, а она очень агрессивна. Поэтому мы видим все последствия вседозволенности: наркомания, разврат, пьянство, духовная деградация».

Владыка привел в пример Отечественную войну 1812 года. Когда русские войска захватили Париж, и не было ни одного случая насилия, мародерства или грабежа. Французы, культурнейшая нация Европы, поступили иначе, когда вторглись в Москву и захватили Кремль. А ведь в это время в Европе была разработана целая система педагогического образования.

«А у нас иная была система воспитания, и был один принцип – почитай отца твоего и мать твою». Это был негласный закон, действующий в обществе и обусловленный преобладанием в сознании людей традиционных духовных ценностей. Почитание - это безусловное уважение и любовь к родителям.

Что же касается наказания, то «не наказывать детей можно только в том случае, когда ребенок четко понимает свои обязанности». Не следует наказывать в раздражении или гневе, оно не должно превратиться в издевательства и вымещение злобы. Само слово наказание происходит от церковнославянского слова наказ (наставление, поучение). Мать или отец словно говорят: «Вот тебе мой наказ».

В ходе дискуссии родители и эксперты обменялись мнениями, личным опытом в вопросах воспитания и согласились с утверждением, что если ребенок вырастет сильным духом, то он сможет преодолеть соблазны нашего времени. Взрослым же: и семье, и школе, и государству, и Церкви необходимо объединять усилия в деле воспитания.


Новости