Фоторепортаж. Священники идут в армию.
Юлия Стрильчук (пресс-служба Хабаровской епрахии)31.03.2011
Бежишь в атаку, патроны уже на исходе, в руках только один автомат. Повсюду разрывы, грохоты, крики. Над твоей головой пули свистят, в виске все чаще пульсирует вена, ты понимаешь, что нужно вперед…. Только вперед, ни шагу назад. Средь дымных туч и мутного неба, не видишь ты солнечных больше лучей, война брат повсюду…И гибнут люди…. И вот, уже дошло до тебя… совсем близко, по правую руку, смотри, падают, корчась друзья. При страшном падении, последнем в жизни твой лучший друг Сашка страдая, хрипит: « Отомсти за меня, и на вот…это письмо отдай маме, пусть Ленке скажет, чтоб больше меня не ждала».
И ты понимаешь, что конец близок, и от тебя зависит исход…. Ты видишь вражий окоп и бежишь, что есть мочи и сил. Ты бы сейчас кинул гранату и подорвал бы там всех чертей, но нет у тебя гранат, остался один автомат… и вот… уже начинают в голове звучать какие-то слова…. Но ты еще на них внимания не обращаешь, ты еще или уже, сам себя не слышишь… Только для храбрости кричишь: «Ура!». А кровавая река не иссякает…
И вдруг, рядом разорвался снаряд, тебя засыпало землей… Ты не хочешь совсем умирать, ведь ты еще такой молодой…. И для тебя все мигом окутывает темнота. Лежишь на холодной земле, пропитанной кровью друзей, хотя ты наверняка не знаешь, быть может, уже и твоей… не чувствуешь, ранен – убит?! И вот теперь начинаешь стонать, из последних сил рвешь горло, тебе хочется прям орать,… и летят по округе крики, устремляясь молитвою в высь: «Господи, помилуй! Господи, спаси!».
Рука онемела, холод в теле, ты слышишь, как сок из тебя бежит, не слышишь ты больше стрельбы и взрывов, один ты, лишь видишь как небо смолит… Но ты повторяешь: «Спаси и помилуй, Боже, молю, сохрани и прости».
Открываешь глаза. Не понимаешь, где находишься, только яркий свет ослепляет тебя,… и тут приходят в голову самые плохие мысли: «Все… Меня нет. Я больше никогда не увижу родных, не уткнусь в волосы любимой, не пройдусь по летней аллее, что возле дома… все это – никогда…». Но тут глаза начинают привыкать к свету, и он кажется не таким ярким, ты начинаешь видеть цвета и силуэты, слышать какие-то звуки, голоса…. И сквозь шквал пережитых от страха эмоций ты слышишь родной и любимый голос, над тобой склоняется уже посидевший за время твоего отсутствия локон твоей мамочки. И ты никогда еще в своей жизни не был ее так рад видеть… ты еще никогда не чувствовал такой огромной любви внутри себя.
Вдруг по твоей щеке катится слеза. Ты плачешь от счастья и благодарности, благодарности Богу. Он спас тебя, Он уберег… ты просил Его и Он дал.
Тут, ты, превозмогая боль и совершая над собой усилие, поворачиваешь голову в сторону прикроватной тумбочки, и на тебя из тоненькой почерневшей от сырости и грязи бумажечки смотрит Спаситель, твой Спаситель. Тебе еще перед армией мама положила с собой маленькую иконку, тоненькую, как календарик: «Возьми, сынок! Бог кармана не тянет, он любит тебя и спасет». Ты вспоминаешь, как «на автомате», сначала перекладывал ее из одного кителя в другой... Ты все время хранил этот образ во внутреннем кармане. И только сейчас ты понимаешь, откуда появилось это огромное чувство любви, у тебя словно открылись глаза, и ты на все смотришь совсем по-иному. Как будто раньше ты просто спал, изображая чью-то жизнь.
Прошло несколько дней, и ты из-за своего неуемного и непоседливого характера, уже пытаешься вставать с больничной койки, передвигаясь «по стеночке», ты оказываешься вновь перед образом, только уже не на крохотной бумажке, а на иконостасе в домовом храме больницы, в которой ты лежишь. Ты опускаешься на колени, и тебе хорошо, тебе просто там хорошо. Ты чувствуешь, как будто внутри что-то зашевелилось, что-то забурлило, что-то проснулось. К тебе подходит священник, и ты непонятно, отчего улыбаясь, спрашиваешь: «Батюшка, что со мной?». А батюшка вдруг склоняется к тебе, обнимает, как сына родного и произносит: « Ты вернулся! С возвращением».
Так бывает у многих военных, и хорошо, если это случается с молодым, а не тогда, когда уже от лет голова покрыта пеплом. Живя в неведении, без Бога, как слепцы, наши молодые солдаты, отравленные западной идеологией, идут без веры на сражения и многие погибают. А погибают, потому что ни в школе, ни дома им не сказали, что есть Бог, что Он намерения целует, что по молитве все воздается, что вера города берет.
С каждым годом для нас все более чуждым становится слово патриотизм, у большинства молодежи не стоит на первом месте среди жизненных приоритетов и ценностей Родина и свой народ.
Те мальчишки, которые приходят в армию не осознают, что они пришли отдать Долг Родине. Даже не задумываются о том, что стоят в строю, и на этом месте до них стояли тысячи предшествующих. Мы забыли, что мы потомки славного русского воинства времен Суворова и Ушакова. Тех времен, когда на одного русского чудо-богатыря приходилось около 70 воинов вражеской армии. И ведь такое соотношение было возможным не потому, что на самом деле солдаты русской армии были какой-то недюжей силы, а оттого, что все делали по молитве и были глубоко верующими людьми, особенно летчики и моряки. Ведь именно из тех времен до нас долетели слова: « Кто в море не ходил, тот Богу не молился».
Сегодня пришло время задуматься, лучше поздно, чем никогда.
30 марта 2011 года в Волочаевском городке состоялось собрание руководителей и заместителей по работе с личным составом ДФО. Инициатором этого собрания выступил Лукичев Борис Михайлович, который является начальником Управления по работе с верующими военнослужащими вооруженных сил Российской Федерации. Борис Михайлович выступил перед военными со своим докладом, главная идея которого формирование органов по работе с верующими военнослужащими в ВС РФ.
В своем выступлении Борис Михайлович отметил, что в округах уже создаются такие отделы. Возглавлять эти отделы будут гражданские люди, предпочтение, конечно, отдается бывшим военнослужащим. И самое главное, что в отдел должны входить по три представителя религиозных конфессий.
Реализация данной программы заключается в том, что командование части теперь будет заключать контракт со священником, принимая его на работу. Всего на Хабаровский край выделено правительством 17 пока еще вакантных ставок. Борис Михайлович, говорит о том, что его управление предлагает начать с тех священников, которые уже и так занимаются окормлением воинских частей, которые постоянно присутствуют в армии, помогая создавать благоприятную атмосферу для военнослужащих, а главное поддерживают эмоциональный и психологический комфорт армейцев.
Испокон веков военное духовенство предназначалось для формирования в войсках духа веры, благочестия и воинской дисциплины, терпения и самоотверженности. Всех тех качеств, которых, зачастую, так не хватает современной армии.
На встрече помимо военных присутствовали представители духовенства Хабаровской епархии: руководитель отдела по взаимодействию с силовыми структурами иерей Василий Диденко и руководитель сектора по связям с вооруженными силами Российской Федерации протоиерей Сергий Мещеряков. По завершению официальной части мероприятия к отцам Василию и Сергию подходили военнослужащие с вопросами разного характера, самый главный вопрос был о том, как священнослужители будут помогать армии.
Так как время пребывания на Дальнем Востоке у Бориса Михайловича на этот раз было очень ограничено (прилетел из Москвы), после встречи с военными он прямиком направился в Хабаровскую Духовную семинарию на прием к архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Игнатию. К беседе также присоединился Долотин Сергей Анатольевич заместитель командующего войсками Восточного военного округа по работе с личным составом.
В разговоре с владыкой Борис Михайлович рассказал о работе, которую сейчас интенсивно разворачивает его управление. Он затронул и причины, по которым и появилось решение Святейшего патриарха и президента РФ о соработничестве Армии и Церкви. Ведь без духовно-нравственного воспитания молодого поколения, прививания им чувств любви и самоотверженности, а также чувства долга и ответственности за свою страну, в рядах российской армии служить скоро будет некому. И такая тенденция с каждым годом возрастает в геометрической прогрессии, это подтверждают и военные комиссары краевых военкоматов.В ходе разговора владыка Игнатий сразу отметил три основных момента, которые оставляют еще много дополнительных вопросов для обсуждения:
1. Служба священника не должна быть ограничена временем, количеством общения со служащими и т.д., ни в коем случае его работа не должна превращаться в документотворчество. Да, священник по договору с командиром проводит утвержденное число просветительских мероприятий, исповедей, причастий, молебнов и т.д. Но превращать службу священника в бесконечные отчеты за проделанную работу нельзя.
2. Второй акцент. Здесь владыка Игнатий привел пример иерея Александра Терпугова в Гудауте (Абхазия). Когда он прибыл в расположение воинской части, его командир поставил в строй вместе со всеми. Конечно, может это и надо делать, может этого где-то требует ситуация, чтобы появилось более доверительное отношение к батюшке в том месте, где их никогда не было. Но все же служба священника, это, прежде всего, обращение к душе человека, пастырское окормление. И солдат должен идти к священнику в храм или хотя бы в молельную комнату и там раскрывать, излечивать свою душу, а не батюшка должен строиться по команде.
3. И еще один основной момент, который сразу заинтересовал владыку: «кому священник должен подчиняться, если его принимают на работу в вооруженные силы?». С одной стороны, священник - служитель Церкви, прежде всего, и он напрямую подчиняется правящему архиерею. Но с другой стороны, он заключает контракт с командованием части, а значит, с юридической точки зрения, он должен подчиняться командованию части. А может ли такое быть? И как должно быть? Остается еще ряд вопросов, требующих детального рассмотрения.
Во время беседы архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий выразил свою позицию, делая акцент на том, что когда священник и командир служат вместе, то это самый эффективный способ воспитания. Учитель должен быть уверен, что вручая человеку смертоносные знания, в его сердце не демон, а Бог. В противном случае, может случиться непоправимое.
Долотин Сергей Анатольевич
заместитель командующего Восточного
военного округа по работе
с личным составом
Также, что не маловажно владыка Игнатий, задал вопрос Долотину Сергею Анатольевичу о том, а согласны ли вооруженные силы, учитывается ли их мнение при введении духовенства в армию. На что заместителем командующего Восточного военного округа по работе с личным составом была поддержана мысль о необходимости батюшек в армии, об их бесспорной помощи и вкладе в духовное становление и воспитание армейцев.
В целом, беседа правящего архиерея Хабаровской епархии с представителями власти и армии прошла в легкой и дружеской обстановке с прицелом на дальнейшее тесное сотрудничество и новые встречи.