Хабаровск православный Журнал Это сладкое слово… Чукотка

Это сладкое слово… Чукотка

Микушин Алексей

22.03.2009

    Чукотский Автономный округ самый удаленный район нашей необъятной страны. Самолёт из Москвы по прямой преодолевает 9000 км. Попасть на Чукотку не просто, так как это пограничная территория и на нее нужен специальный пропуск. Часть округа находится в Западном полушарии. Если посмотрим на карту, то увидим, что Чукотку делит пополам северный полярный круг, поэтому Чукотка не просто север, а крайний север, находящийся в арктическом и субарктическом поясах.

    Поступая в духовное учебное заведение, человек знает, что Церковь не только дает ему духовное образование, но и готовит его для выполнения того или иного послушания там, где это наиболее необходимо. Так и я, ныне выполняя послушание преподавателя Хабаровской духовной семинарии, а тогда обучаясь в Московской духовной академии на 4 курсе, был направлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на церковно-приходское послушание в Анадырскую и Чукотскую епархию сроком на один год. Тогда же академия отправила ещё ряд студентов в Магаданскую, Камчатскую и Сахалинскую епархии. Такая практика существует и по ныне. Так как в столь отдаленных епархиях ощущается острая нехватка не только духовенства, но и просто церковнослужителей (певчих, чтецов, пономарей), то такая помощь является очень актуальной и нужной.

    18 ноября 2004 года началось моё послушание в Анадырской и Чукотской епархии. Первое ощущение по прибытии на место назначения - некоторый внутренний дискомфорт. И вот почему: в ноябре и декабре на большей части Чукотки полностью отсутствует на небе солнце, а там где солнце есть, оно поднимается очень низко. От этого декабрь на Чукотке называют месяцем длинных теней. Собственная тень в 3-4 раза длиннее собственного роста. Световой день длится 4,5 часа. Также было не по себе оттого, что совсем отсутствовали деревья. Бескрайняя белая пустыня. Ландшафт гористый, сопки высотой от 150 до 300 метров, землятресений здесь не бывает. Я хотел бы заметить, что одно дело - представить это, другое - оказаться в этих условиях.

    В аэропорту нас встретил отец Владимир Мордвов (ныне лишенный сана), настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери п. Угольные Копи. Пока я находился в Угольных Копях в ожидании самолета на Бухту Провидения, для моя ситуация немного прояснилась. Так как на Чукотку мы прибыли вдвоем с еще одним студентом, нас распределили, кто где будет нести свое послушание. Владыка Диомид, с которым мы так и не встретились, дал нам распределение по телефону. На то, что мы с ним не встретились, как позднее мы поняли, были объективные причины. Лиман ещё не замерз, а отправлять вертолетом на другой берег лимана, где находится сам город Анадырь, было дорого. К тому же сам прилет на Чукотку нам оплачивал фонд правительства ЧАО «Полюс Надежды». Кстати, этот же фонд отправил нас обратно по окончании командировки через год. С владыкой Диомидом я воочию встретился только в августе 2005 года и то как простой прихожанин. Я тогда был в Анадыре с отцом Владимиром и мы зашли в храм Преображения Господня, где я и взял благословение у владыки. Я ему не был представлен как студент академии и поэтому можно сказать, что владыка так и не познакомился со мной.

    С 30 ноября по 14 апреля я находился в п. Провидения, где нес послушание в храме святителя Иннокентия Московского. Этот посёлок находится в Западном полушарии. Община здесь была организована в 1989 году. В большей части община состоит из славян, чукчей в ней очень мало. В основном я пел, читал на клиросе, произносил проповеди, помогал священнику в хозяйственных делах. Из-за отсутствия помещения не удалось открыть воскресную школу. Настоятелем прихода был о. Серафим (Носырев). Он стал священником совсем недавно, службу пока знал очень плохо. Поэтому на его просьбу служить как можно чаще, для приобретения практики служения я согласился. Служили тем святым, которым в календаре был положен полиелей. Бывало, на буднях в неделю выходило по четыре полиелейных службы подряд. Минимум - было два полиелея.

    Трудно было настроиться на вынужденное одиночество. Прихожане на буднях были заняты своими рабочими делами. Поэтому небольшим утешением являлись те моменты, когда мне звонили мои близкие, друзья из академии и, конечно же, другой студент, который нес послушание в Угольных Копях. Но самыми радостными моментами для меня были приезды священника о. Леонида Цапока, настоятеля храма Архангела Божия Михаила в поселке Лаврентия (ещё восточнее). Приезжал он два раза за все то время, что я находился в п. Провидение. Первый раз он направлялся в окормляемый им приход п. Энмелен. Второй раз он приехал в феврале, когда шла юбилейная эстафета, посвященная 60-летию победы в Великой Отечественной войне. Он был сопровождающим священником от Чукотской епархии. Об о. Леониде хочу сказать, что это настоящий священник-подвижник уже в силу места служения. Несмотря на суровость климата и направление после академии основывать приход в самом отдаленном месте не только Чукотки, но и всей страны, он сохранил человечность и простоту, душевную теплоту. И этими качествами снискал себе любовь многих верующих не одного прихода Анадырской епархии. Он с нуля основал приходскую общину и храм в п. Лаврентия. Это о многом говорит.

    Хотелось бы сказать немного о населении Чукотки. Северные люди очень сильно отличаются от тех, которые живут на остальной части России. В какой-то момент я почувствовал, что попал в Советский Союз. Люди очень отзывчивы и добры. В трудную минуту они придут на помощь. Если ты идёшь по дороге, а на улице либо сильный мороз или пурга, то машина остановится рядом, даже если ты этого не просил и подвезёт по пути. Те люди прекрасно знают, что такое холод.

    В скором времени пришлось ощутить на себе влияние климатических условий. Климат Восточной Чукотки из-за близости океана мягче, чем в Центральной и Западной Чукотке. Здесь не бывает сильных морозов, в отличие от континентальной части. На Чукотке очень часто дуют ветра и бывает пурга. Ветер обычно северный или южный, который называют «южак» и который знаменит тем, что он всегда приносит пургу и потепление. Сила ветра может достигать неимоверной силы 30-35 м/с, а порывы до 46 м/с. 26 декабря началась пурга, которая продолжалась с коротким затишьем до 5 января.

    В конце января уже становится заметным, как увеличивается день. К этому времени я уже познакомился с северным сиянием. Я узнал, что радости и восторга у местного населения оно не вызывает, так как в преддверии и во время сияния у многих людей начинаются сильные головные боли. Северное сияние бывает во время сильной солнечной активности. От силы магнитной бури зависит и сила северного сияния. Первоначально оно представляет собой подобие дымки или тумана, которое потом сгущается и превращается в столбы, которые начинают перемещаться по небу, и светиться изумрудно-красноватым цветом, наподобие свитка разворачиваясь и сворачиваясь.

    Февраль мне запомнился удивительным цветом неба, конечно же, это нужно видеть. На материке такое небо бывает только в определённые времена года – весной или осенью, а на Чукотке такое небо бывает тогда, когда солнце начинает уже высоко подниматься над горизонтом. В феврале от обилия белого снега и от того, что солнце светит очень ярко, необходимо ходить в солнцезащитных очках. Призывы поберечь глаза звучат по местному радио и телевидению. Здесь я понял, почему национальное местное население смуглое – от очень активного солнца.

    Март - начало календарной весны, но на Чукотке это ещё зимний месяц и о приближении весны свидетельствует лишь очень яркое солнце, которое начинает тебя пригревать.

    Все население Чукотки составляет 53824 человека, из них примерно 11 тысяч - это местное национальное население: чукчи, эскимосы, коряки, ламуты, чуванцы, юкагиры. Эскимосы располагаются в основном в Восточной части Чукотки и занимаются ловлей рыбы, охотой на китов, моржей. Чукчи располагаются в основном в континентальной части Чукотки. Их основное занятие – охота, олени, ловля рыбы, собирание ягод и грибов Нужно заметить, что Чукотка – дикий край, здесь много зверей. Встретиться с медведем не составляет труда. Нередки случаи, когда зимой, в период миграции медведей с севера на юг, они заходят в посёлки. Белые медведи живут и размножаются на острове Врангеля и располагаются в Восточной Чукотки, в Западной части располагаются бурые медведи, которые мигрируют с Чукотки в Корякию, и обратно.

    14 апреля мы вместе с о. Серафимом вылетели на военном самолёте АН-72 из п. Провидения в п. Угольные Копи. Нужно отметить, что военные помогают священникам, если им нужно выехать в тот или иной населённый пункт. О транспортной системе Чукотки нужно сказать в отдельности. Все передвижение по округу осуществляется на воздушном транспорте. Основную перевозку осуществляют самолёты АН-24 и АН-26, о которых у меня остались не лучшие воспоминания. Когда мы подлетали к п. Провидения самолёт попал в воздушную яму, в свободном падении мы были секунд 10, однако этого хватило, чтобы в салоне самолёта закричали женщины с детьми и у всех резко подскочил адреналин в крови. На Чукотку можно попасть только самолетом (ИЛ-62, Боинг 767), дорог, в нашем представлении, по которым можно было бы приехать на Чукотку из другого региона, просто нет. Создается впечатление, что ты живёшь на острове. Именно поэтому жители округа остальную часть России называют материком. Из-за того, что основная часть продуктов доставляется самолетами, происходит их существенное удорожание. В зимнее время на Чукотке начинает действовать зимник. Это дороги, которые прокладывают по снегу. Такие дороги упрощают передвижение по Чукотке, но нужно быть осторожным, чтобы не потеряться, если в дороге застала пурга. Поэтому обычно ездят колоннами.

    С 14 апреля, ожидая самолёта до Маркова, я находился в п. Угольные Копи. Радости моей не было предела, когда я увиделся с Александром, вторым студентом, несшим здесь послушание. Я считал дни и мечтал, чтобы эта встреча продлилась как можно дольше. Не знаю, была ли задержка результатом моих молитв, но улетели мы только в среду, 20 апреля. С понедельника о. Серафим ездил в аэропорт и искал «попутного» борта, который бы довез нас до п. Марково. Находясь ещё в Угольных Копях, я побывал на ежегодном празднестве, посвящённом корюшке, которое проходит на лимане в - близи Анадыря. Лиман - это водный промежуток между Анадырским заливом и рекой Анадырь. На фестивале я впервые увидел северных оленей, которые меня поразили низким ростом, по пояс человеку.

    Лазареву субботу, Вербное воскресение и Страстную седмицу я провел в п. Маркова. Этот посёлок располагается в Западной континентальной части Чукотки. Посёлок Маркова своим появлением обязан казакам, которые в 17 веке осваивали восточные окраины страны. Здесь они остановились из-за удобного положения. С одной стороны можно спускаться по реке, с другой – здесь растут деревья. Летом температура может достигать здесь + 35 градусов, от чего нередко бывают пожары в тундре, но и зимы тут очень холодные, в продолжительное время держатся низкие температуры -45-55, иногда -60. Зато зимы в этой части округа очень тихие. Несмотря на то, что был конец апреля, ещё было холодно -20. В своё время здесь останавливался святитель Иннокентий, будущий митрополит Московский. По пути на Аляску здесь проезжал святитель Тихон, впоследствии ставший патриархом. Потом уже, вернувшись в академию и придя на исповедь к о. Варфоломею, духовнику Лавры, я  услышал в свой адрес слова, что я сподобился походить по тому пути, по которому в свое время ходили великие миссионеры (на Чукотке я об этом не думал).

    В Марково мы поселились у старосты. Местная община была здесь давно сформирована. Но, к сожалению, не было в ней единства. Частенько проблемы возникали на гладком месте. Кто-то был слишком амбициозен, кто-то не желал смиряться. Проблема ИНН, паспортов, трех шестерок и прочего здесь была особенно актуальна. Некоторые собирались уезжать с Чукотки, потому что считали, что спастись в последнее время здесь будет невозможно. Такие ходили настроения среди прихожан. Как потом показало время, уехал только один человек. Однако, несмотря на то, что я был не сторонник обсуждения подобных проблем, прихожане ко мне сильно расположились и к Александру, впоследствии, тоже.

    Пасхальное богослужение я встретил в с. Ваеги. В Ваеги я добирался по зимнику на машине, которую называют «Трикол». У неё большие колеса и это позволяет хорошо передвигаться по тундре. От Маркова до Ваег 86 км. Я был очень удивлён, когда, проезжая мимо небольшой сопки, на самой макушке я увидел восьмиконечный крест, когда вокруг на многие десятки километров абсолютная глушь и ни души. Впоследствии я узнал историю, связанную с этим крестом. В XIX веке казаки остановились здесь отрядом на ночлег. Ночью на отряд напали чукчи и всех перебили. Отряд возглавлял майор, и в честь этого сопку назвали «майоровская» и возвели крест. Так и стоит непоколебимо этот крест на сопке в продолжение последних двух столетий, пережив годину лихолетья.

    Службу совершали в доме старосты общины Марии Васильевны Тывлян. Пришло достаточно много народа. Не обошлось без искушений. Один подвыпивший чукча все рвался подойти к священнику на исповедь, в том  числе в тот момент, когда священник причащался. Мне пришлось его осадить и объяснить, что сейчас не совсем подходящий момент.

    Ваеги - это национальное чукотское село. Здесь мне представилась возможность поближе познакомиться с чукчами. Ещё находясь в п. Провидения, я увидел, что местное национальное население полностью обрусело, забыло свой язык и традиции. В Ваегах в этом плане ситуация была лучше. Частенько можно было слышать чукотскую речь. Со мной здоровались по чукотски. «Еттык» - «здравствуй», «атау» - «до свидание», «еттык тунгэтурэ» - «здравствуй, товарищ». Мне говорили, что молодое поколение почти не разговаривает на своём языке, хотя в школе его преподают. В религиозном плане чукчи находятся ещё на распутии. Православных чукчей мало, но и к сектам они не очень благоволят. Нужно отметить, что на Чукотке присутствуют только баптисты и пятидесятники. Исконные религиозные верования у чукчей приходят в забвение, что не может не волновать старшее поколение. Я немного познакомился с их религиозными верованиями. Центральное божество у них отсутствует, все вещи они наделяют духами, которые необходимо задабривать. Например, когда охотник убивает медведя, он обращается к духу этого медведя, чтобы тот не обижался на него за то, что он его лишил жизни, так как ему необходимо кормить семью. Охотник предлагает духу медведя пойти в его жилище в гости, познакомится с его женой, детьми, близкими. Другой пример связан с ловлей рыбы. Часть рыбы, которую поймал ловец, он бросает в воду, тем самым отдаёт дань духу реки, чтобы впоследствии помогал ему при следующей ловли, часть бросает на землю – дань духу земли, часть бросает в огонь – дань духу огня. Нужно отметить, что чукчи болезненно воспринимают исчезновение своих религиозных традиций. О православии они говорят, что это «ихняя религия» т.е. русских, а про себя они так и говорят, что они язычники. Чукчи удивлялись, почему русские не ходят в храм на богослужение. Однако, когда к ним приходят в дом сектанты, они говорят, что их Бог православный и, как правило, на этом разговор с сектантами заканчивается. Из истории нашего Отечества нам известно, что просвещение чукчей православной верой шло очень тяжело. Чукчи принимали православие чисто внешне, для вида, возвращаясь потом опять к своим верованиям. Нередко были военные столкновения, так как чукчи по характеру являются воинственным народом. И у них обострено национальное чувство.

    Отрицательный момент в просвещении чукчей состоял в том, что у проповедников христианства, как правило, слова расходились с делами. Местное население нередко обманывали, грабили. Так как чукчи – это дети природы, которые всё воспринимают с детской простотой и чистотой, можно предположить, что если бы не эта антипроповедь христианства его мнимыми носителями, из чукчей вышли бы очень хорошие православные христиане.

    В мае на Чукотку приходит весна. Дневная температура становится плюсовой, хотя ночью может крепко подмораживать. Снег начинает интенсивно таять, природа просыпается от долгой зимней спячки. Прилетает огромное количество птиц. На Чукотке начинается жизнь. Умилительно смотреть на то, как природа спешит воспользоваться теми полтора – двумя месяцами тепла, в период которых здесь будет благоприятная погода. В самом конце мая на Чукотке начинаются белые ночи. Светло так, что можно свободно читать книгу.

    27 мая начался ледоход на реках. Речки, глубина которых не превышала полметра в зимний период, за считанные дни превращаются в полноводные реки. Уровень воды повышается на 7-9 метров. Снег тает до середины июня. Когда наступила пора самых длинных дней, солнце пряталось за горизонт, буквально, на час-полтора, всё время подсвечивая снизу облака, как бы напоминая, что я здесь, совсем рядом. Белые ночи продолжаются до первых чисел августа. С конца июня появляются в громаднейшем количестве комары, мошка. По улице невозможно ходить. На тебя буквально сплошным ковром садятся кровососущие насекомые. Приходится делать дымокур, так как всяческие современные мази и спреи малоэффективны.

   В мае и июне месяце я находился то в Маркова, то в Ваегах. Очень мне запомнился переезд по зимнику из Ваег в Маркова в ночь с 3 на 4 мая. Мы поехали ночью, потому что днём снег становился очень мягким и вязким, и машине пришлось бы всё время буксовать. Ехал на «Урале». Небо было чистым и звёздным. Ровно в 5 утра появился солнечный диск.

   Пожалуй, самым ярким событием командировки – это была поездка в Ваеги и обратно в Маркова по реке Майн. В Ваеги мы шли на речном буксире полтора суток. Буксир тянул огромную цистерну с топливом. В Ваегах мы встретили праздник Святой Троицы. На Троицкую родительскую субботу отслужили на кладбище панихиду. Если в первый раз нашего приезда мы жили на квартире старосты прихода, то теперь нам выделили под храм дом в полуразрушенном состоянии, и один человек для проживания дал нам свои дом (сам он жил на квартире). Ударными темпами мы, я и священник, за три дня полностью оштукатурили фасад будущего храма. Занимались этим в окружении тучи комаров. Чтобы хоть как-то ослабить их натиск, пришлось делать дымокур. В плане провизии было скудно. Жили в основном на собственные средства, покупали хлеб, чай, консервы. Было бы несправедливым сказать, что нам не помогали местные прихожане. Но их помощь была достаточно скудна, тем более, священник был монах и мясо не ел. Стеснения приходилось испытывать и в бытовом плане. Водопровода не было, был ручник. Не было и душа, но зато в Ваегах была баня. Сказать честно, с нетерпение ожидал возвращения в п. Марково.

    Обратно в Марково мы спускались на барже. Это было 22 июня. Если вверх против течения мы проделали полтора суток времени, то по течению, по тому же самому пути, спустились всего за двенадцать часов. Перемещаясь по реке, я наблюдал тундру с её необъятными просторами. Видел, как меняется ландшафт тундры от гористого до гладкой равнины, на которой местами рос лес, который сменяло абсолютно голое пространство. В лесу растут берёзы, лиственницы и высокий кустарник. Жаль, что не удалось увидеть хоть какую-нибудь живность. Посещала мысль, что по этим просторам не ступала нога человека.

   Июль – пик лета на Чукотке. В континентальной части стоит тридцатиградусная жара, а на остальной части Чукотки температура +12+17 градусов. Со второй половины месяца в тундре начинают собирать ягоды: голубику, шикшу, княженику, морошку, бруснику. Ягод очень много, буквально всё усеяно ковром. Появляются грибы. Можно собирать кедровые шишки, для этого необязательно лезть на кедр, его там нет. Там растёт кедровый сланик - куст, который чуть выше роста человека.

    О рыбе нужно написать отдельным абзацем. В водах Чукотки обитает ценная рыба: кета, белорыбица, чир, хайрюс, корюшка, даже всех названий не вспомню. Очень много икры. Пожалуй, я никогда не ел столько икры в своей жизни как на Чукотке и, наверное, больше не поем. Икру буквально вёдрами носят. Белорыбицу ловят в течение года. Но она водится только в континентальной части округа. С 15 августа официально начинается путина в Анадырском лимане на кету. Для местного национального населения квота, сколько хочешь столько и лови, а для русских в день не больше 20 штук.

    Мы продолжали находиться в п. Марково. Ритм жизни был тот же. Служили все полиелейные службы. Благо, прихожане здесь могли читать и даже петь, чем мне помогали во время службы. В день памяти преподобномученицы Елизаветы Федоровны после литургии и акафиста о. Серафиму передали звонок из епархии, чтобы он немедленно выезжал в п. Ваеги. Однако мне Господь не судил более вернуться в Ваеги. Неожиданный звонок о. Владимира из Угольных Копей известил меня, что владыка благословил произвести перемену мест несения послушаний командированных студентов (на самом деле о. Владимир сам озвучил это предложение, и владыка был не против).

    26 июля я на вертолете прибыл на новое место своего церковного послушания в п. Угольные Копи, где располагается аэропорт «Анадырь». На мое место послушания заступил Александр. Православный приход Угольных Копей очень хороший. Люди отзывчивые. Прихожане на свои собственные средства заказали писаные иконы для иконостаса. Всячески участвовали в уборке храма. Люди необыкновенной душевной теплоты. Из всех тех приходов, где я побывал, этот приход в плане человеческого общения был самым лучшим. Я о нем сейчас до сих пор с теплотой вспоминаю

    Думаю, что нигде, как на Чукотке и вообще в северных районах нашей страны, так заметны разрушительные последствия развала страны и последующие кризисные явления. Угольные Копи в советский период населяло около 25 тысяч человек. А теперь это около 600 человек. В посёлке целый микрорайон состоит из брошенных 3-х и 4-х этажных домов в четыре подъезда. Пустые глазницы окон и дверей, как будто здесь прошла война. И такое встречается во всех посёлках Чукотки. До окончания своей командировки я несколько раз побывал в Анадыре. Анадырь - очень чистый и опрятный городок, дома которого выкрашенны в разные цвета, видно это сделано для того, чтобы не было так серо на общем фоне тундры. Сейчас там пытаются прививать деревья. На Троицу состоялось освящение кафедрального собора, можно смело сказать, одного из красивейших за Уралом соборов деревянного зодчества. Храм деревянный, что внутри создаёт своеобразную обстановку тепла и уюта, много резных икон. По местному телевидению я увидел, что на освящение храма приехал архиепископ Хабаровский Марк. А в первых числах июля Анадырь посетил митрополит Кирилл. Запомнил его слова, что здесь не заканчивается, а начинается Россия.

    Август – месяц переходный от лета к осени. Днём температура в течение месяца колебалась от +8 до +16. Я очень радовался солнечным дням, в которые солнышко согревало всех нас скупым чукотским теплом. Тундра быстро пожелтела, как только начались туманы, что ещё больше прибавило печали по поводу скорого наступления зимы. Все активно собирали ягоды, грибы и ловили рыбу. Грибы очень удобно собирать, потому что чистое пространство и их хорошо видно.

    Летом в храме шел ремонт. Клеились обои, красились двери. Стали обновлять фасад здания.

    3 сентября улетели журавли, которые перед этим 2 дня кружили над посёлком и курлыкали, прощаясь с Чукоткой до следующей весны. Их курлыканье навевало печаль на душе. Сентябрь это не осенний месяц, а скорее осенне-зимний. Часто идут затяжные дожди, появляются заморозки. Можно сказать, что осени как таковой там нет. Нет деревьев, по которым бы можно было бы определить, что уже осень, а трава пожелтела ещё в августе, в сентябре она принимает серый цвет.

    В октябре ночью уже минусовые температуры, а с середины месяца и дневные температуры становятся отрицательными. Все животные и насекомые готовятся к спячке. Евражка – это белка, которая не знает, что такое дерево, так говорят о ней местные, готовится к спячке, делает себе запасы.

    Приближалось время окончания церковно-приходского послушания на Чукотке. Всё это время, что я находился при храме Почаевской иконы Божией Матери п. Угольные Копи, я занимался хозяйственными работами, вёл богослужение. Так как в храме отсутствовало центральное отопление, с 20 сентября я стал отапливать храм. Было достаточно тяжело. В храме не было душа, чтобы помыться. Мыться приходилось в рядом стоящем вагончике, переделан он внутри под баню. Сам храм представляет из себя двухэтажно здание, где ранее располагался военторговский магазин. Все недостатки быта компенсировались теплотой общения с прихожанами. Уже ближе к окончанию командировки я все переживал, чтобы к отлету успел вернуться Александр. Слава Богу, успел.

    2 ноября мы вылетели на ТУ-154М в Москву. Мы вылетели из зимы, а Москва нас встретила не по-осеннему весенним теплом +9.

    В своём рассказе я попытался приоткрыть то неизвестное и очень далёкое, где многие из нас никогда не были и не будут, что именуется нами Крайним Северо-Востоком России.


Церковь, Миссия