Елена Бакута: «К вере мы пришли через музыку»
Информационный отдел Хабаровской епархии13.10.2021
В преддверии Дня памяти преподобного Романа Сладкопевца (его праздник совершается 14 октября), который считается покровителем певчих, регент Христорождественского собора Елена Бакута рассказала о том, как музыка привела её с мужем к Богу.
- После окончания Института культуры мы с мужем Николаем пели в Хабаровском камерном хоре. Один из концертов посетил епископ Иннокентий, который в то время возглавлял кафедру. Владыка после концерта обратился к участникам хора и спросил, кто бы хотел петь в церковном хоре. Нас откликнулось несколько человек. Мы с мужем стали ходить на репетиции в Христорождественский собор: он тогда был кафедральным. Это был 1992 год. Нас обучал архимандрит Товия. В то время на клиросе пели только бабушки. Всё лето мы ходили на репетиции, а 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, приняли Таинство Крещения.
Когда мы начинали, не было даже нотных печатных сборников: отец Товия писал ноты служб от руки. До сих пор остались эти сборники. Я тоже писала ноты ночами, когда дети спали. «Лена, ты что оперу пишешь?» – спрашивал меня мой папа.
В 2000 году в Хабаровск приехал Патриарх Алексий II. Патриаршее богослужение проходило на Комсомольской площади. Совершалось оно под навесом: Успенского собора тогда ещё не было. Богослужебные песни исполнил сводный хор. Он состоял из певчих хабаровских храмов: Александра Невского, Покрова Пресвятой Богородицы, Христорождественского собора. Регентовала Людмила Телегина. Готовились к торжеству заранее. На спевках разучивали песнопения, особенные для Патриаршей службы: например, «полихронион».
В 1995-м я руководила Архиерейским хором, с 2003 по 2013 годы была субрегентом Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери, а в 2013 году снова вернулась в Христорождественский собор.
Моя семья также связала свою жизнь с клиросом: с мужем мы поём до сих пор вместе. Сын Олег закончил воскресную и музыкальную школы. Он уже восемь лет живёт в Санкт-Петербурге и в свободное от работы время трудится в праздничном смешанном хоре Воскресенского Новодевичьего монастыря. А дочь несет послушание псаломщицы в Градо-Хабаровском соборе Успения Божией Матери.
Конечно, на работе бывают сложности. Я стараюсь все вопросы решать на спевках. Мы вместе трудимся, и всё покрывается благодатью Божией. Работа регента – это работа с хором, без хора я не смогу. Бывают моменты, что нужно подойти и прощение попросить. Но радость от того, что ты участвуешь в богослужениях (и праздничных, и воскресных) всё покрывает. Остальное уходит на второй план. Милость Божия настолько - неисчерпаема.
Бывает, что музыкальные споры с мужем продолжаются дома. Супруг как-то заметил: если я фальшиво спою, мне дома скажут об этом. Очень хорошо, что наша профессия – музыка. Она учит доброте, прекрасному. То, что мы поём тексты молитв, песнопения должно помогать молитве.
С 2013 года я преподаю в Хабаровской духовной семинарии. Мои студенты – это певчие с сельских приходов края. Мне необходимо научить их обиходному пению. Это в городских храмах верующие могут услышать «авторское пение» на богослужениях.
Для меня добрые воспоминания связаны с моими учениками: теми, кто начинал петь под моим управлением в Христорождественском соборе. Эти люди остались в церкви, стали певчими. Они трудятся не только в Хабаровске, но и в других городах. Сейчас благодарят меня за знания и опыт.