Духовная проблема наркомании
Герасимов Павел05.03.2009
В одном из рассказов детского писателя Анатолия Алексина рассказывается об учительнице, которая воспитывала приемного сына. Будучи одинокой, она очень его любила и старалась, чтобы он вырос умным, образованным, хорошим человеком. Но учительская зарплата была небольшая, а у мальчика была одна мечта: ему очень хотелось иметь часы. И вот неожиданно, когда мальчик уже учился в старших классах, настоящие родители мальчика, в свое время оставившие его в детском доме, вспоминают о нем. Приезжает отец, очень спокойный, уверенный в себе человек, и, несмотря на просьбы главной героини рассказа, настаивает на своих родительских правах и добивается, чтобы мальчик переехал к нему. Зная о желании мальчика иметь часы, отец покупает их ему и это становится решающим аргументом: он уезжает от той, которая вырастила и воспитала его. Анатолий Алексин заканчивает рассказ такой фразой: «Она дала ему все, только не успела купить часы».
Мы сейчас похожи на героев этого рассказа. Мы даем нашим детям все: пищу, кров над головой, одежду, образование, работу, перспективы, но не говорим о самом главном – о том, что у каждого человека есть невидимая, бессмертная вечная душа. Мы говорим о духовности, о духовных ценностях, и тем не менее продолжаем не верить в существование вечной души. Да, мы можем взвесить камень, измерить длину дороги, даже определить величину электромагнитного поля. Но на каких весах мы будем взвешивать мысль, какой линейкой измерим дружбу, в какой шкаф положим любовь? А ведь реальность существования этих исключительно духовных вещей ни один нравственно неиспорченный человек не решится отрицать.
Все мы знаем про открытие Левенгука: он изобрел микроскоп. И когда он посмотрел в него, что он увидел? Множество маленьких, невидимых глазу существ – простейших, которые повсюду окружают человека. И хотя они такие мелкие, что невидимы для глаза, но именно они и вызывают болезни, многие из которых – смертельны. В нашем организме постоянно идет борьба здоровых клеток с носителями болезней.
И в нашей душе также идет постоянная борьба между грехом и добродетелью. И в нашей душе существуют невидимые болезни – это грехи, страсти и пороки. Нас также окружают невидимые бактерии – это невидимые духовные существа, демоны, бесы, которые побуждают нас творить грехи и преступления.
Человек обычный, материальный, мирской, видит в наркомане распущенность и проблемы психо-физического свойства. Человек же православный, христианин понимает, что любая психическая болезнь – есть болезнь души. Душевная болезнь. Любая дурная привычка – это страсть. Любая страсть – есть бес. И, соответственно, чем более страсть - тем более бес.
И вот самая большая беда современной медицины в том, что никто не говорит о духовной стороне наркомании. Врачи прилагают героические усилия, спасая жизнь больных наркоманией. Но они делают только одну часть работы: они вылечивают тело наркомана. И больше ничего они сделать не в состоянии объективно, так как наркомания – это болезнь души.
Спаситель учит: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12:43–45). И получается, что больной остается один на один с духовными силами. Думать, что он сможет сопротивляться им материальными средствами, лекарствами – непростительная наивность. Исцелив тело человека, мы оставляет пустоту в его душе. Если мы не заполним эту пустоту истиной, то нашему лечению – грош цена. Если мы не заполним души наших детей верой в Бога и знаниями о мире духовном – мы оставим их незащищенными для действия духовных сил.
Один из бывших больных наркоманией пишет: «Можно ли соскочить самостоятельно? Со всей ответственностью искушенного человека заявляю: НЕТ. Существует масса известных любому наркоману со стажем способов спрыгнуть, сорваться, подвязать и т.д. Но гроша ломаного они не стоят без : 1. Остатков собственного желания и воли. 2. Помощи близкого человека. 3. Веры в Бога. И никакая чистка и фильтровка крови, никакая самая изощренная психотерапия не помогают до конца. Надежда может и должна быть только на Бога да на близкого, терпеливого (терпеливого бесконечно) и доброго человека. А все оккультные и магические практики, все вместе взятые йоговские упражнения, все входы и выходы в тонкие пространства, все путешествия за пределы, все ребефинги и прочие дыхательные системы, все это - ветви одного и того же древа. Произрастает сие древо от начала мира. И имя ему - ЗЛО. И как не может одна бескрылая птица научить такую же бескрылую летать, как не в состоянии один слепой указать другому слепому дорогу, так и в беде этой, по большому счету, не может помочь ни маг, ни психотерапевт. Да, станет легче, да, может быть, перестанет ломать, но что дальше? Без понимания и осознания истинного смысла того, что называют измененным состоянием сознания или, попросту, приходом, нечего даже и пытаться решить проблему»[1].
Богочеловек Христос, обращаясь к людям, говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. … Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф.6:24–33). Человек рожден для вечного блаженства, для радости, для вечной и счастливой жизни. Он – образ и подобие Божие. Как и его Премудрый Творец Бог, человек обладает разумом и свободной волей. Как и его Творец Бог, человек изначально подобен Богу – он благ, ему свойственно совершать добродетели и противоестественны грехи и пороки. Но в мире идет непрестанная духовная война, война между светом и тьмой, между Богом и диаволом. Самые первые люди – Адам и Ева – оказались побежденным в этой борьбе и нарушили заповедь Творца. В результате каждый человек рождается не «чистым листом», не tabula rasa, а вместе с первородным грехом, с духовной болезнью, которая повредило наше человеческое естество. Каждый потомок Адама и Евы, каждый человек заражен страстями и грехами. У него поврежден ум, испорчены чувства, ослабевшая воля. И он нуждается в первую очередь в духовном исцелении, в духовных лекарствах. Такие лекарства существуют. Это Таинства Церкви, которую основал Бог для спасения человеческого рода. Против силы благодати Божией не может устоять никакая болезнь, ни телесная, ни тем более душевная. Поэтому первое, о чем должна идти речь при лечении больного наркоманией – о вере в Бога.
В древнем памятнике христианской письменности первого века, «Учении двенадцати апостолов», есть такие слова: «Есть два пути: один - жизни, а другой - смерти. Но пути эти не имеют никакого сходства между собою. Напротив, они весьма различны, а лучше сказать - существуют совершенно отдельно. Путь естественный есть путь жизни, а путь привнесенный есть путь смерти, - не той, которая существует по мысли Божией, но той, которая от навета вражия. Итак, первый путь есть путь жизни. Это тот путь, о котором и закон постановляет: «люби Господа Бога всем помышлением и всею душою, одного и единого, кроме Которого нет другого, и ближнего, как самого себя»; и: «всё, чего не желаешь, чтобы тебе было, того и ты другому не делай». Благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас, любите врагов ваших. Если кто нанесет тебе удар в правую щеку, обрати к нему и другую. Если кто принудит тебя идти с ним одну версту, иди с ним две, и кто хочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду, и у взявшего твое не требуй назад. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вот путь жизни! О, если бы вы на нем оказались чрез Иисуса Христа, Господа нашего! А путь смерти усматривается в действиях злых. На нем неведение Бога и введение многих зол и тревог и смятений, а отсюда убийства, прелюбодеяния, любодеяния, клятвопреступления, беззаконные пожелания, кражи, идолослужения, волшебства, волхвования, хищения, лжесвидетельства, лицемерия, двоедушия, коварство, надменность, злоба, своенравие, любостяжание, сквернословие, ревнивость, дерзость, высокоумие, гордость, небогобоязненность, гонение добрых, вражда к истине, любовь ко лжи, неведение справедливости. Ибо делатели сего не прилепляются ни к добру, ни к правому суду, бдительны не на добро, но на зло, далеки от кротости и терпения, любят суету, гоняются за вознаграждениями, немилосердны к бедному, не трудятся за утружденного, не знают Сотворившего их, убийцы детей, растлители создания Божия, отвращающиеся от нуждающегося, притеснители угнетаемого, защитники богатых, презрители нищих, по всему - грешники. Избери жизнь, чтобы не наследовать смерть!»[2]
[1] Там же.
[2] Учение двенадцати апостолов // Писания мужей апостольских. М., 2000.