Дух творит себе форму
Марина Шабалова (информационный отдел Приамурской митрополии).26.10.2011
«Не найти более явного, явленного выражения православной духовности, чем икона. Не найти и более наглядного обличения духовного упадка, чем икона. Через неё ведь невидимое становится видимым в самом прямом, буквальном смысле». И. Горбунова-Ломакс
В Хабаровске продолжается мастер-класс по иконописи. За восемь дней желающие напишут икону, шаг за шагом, этап за этапом. Для многих участников возможность прикоснуться к миру иконописи - это исполнение давней заветной мечты. А кого-то на мастер-класс привел и профессиональный интерес, например двух студенток специальности «Архитектура» Политехнического университета.
Занятия проходят ежедневно в воскресной школе храма Рождества Христова с утра до вечера и представляют собой некий экспресс курс погружения в высокое искусство иконописи.
Обучает новичков иконописец из города Петропавловск-Камчатский Александр Иванович Шарнов. Его техника написания икон восходит к древним иконописным традициям.
Весь процесс создания иконы разделен на несколько этапов: подготовка основания - иконной доски и приготовление красок, грунтование доски левкасом (грунт на основе мела и клея), золочение, нанесение красочного слоя натуральными красками – темперой, покрытие иконы олифой.
Александр Иванович поделился секретами методики написания иконы за короткие сроки и особенностью используемых им технических приемов иконописи.
На занятии А. Шарнова пишут икону Архангела Михаила. Мастер объясняет такой выбор наличием на иконе всех необходимых для оттачивания мастерства в период ученичества атрибутов иконописного образа.
Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня». В церковном употреблении «архистратиг» - старший воин, вождь. Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла.
-В чем особенности методики, позволяющей за столь короткий срок написать икону? Смогут ли люди, прошедшие недельный курс занятий, написать другой иконописный образ?
-Особенности написания за короткий срок в поэтапном написании иконы. За такой короткий срок усвоить иконографию сложно. Попробовать написать икону– можно, но при наличии опытного человека, который может подсказать и подкорректировать.
-Какие требования вы предоставляете ученикам? Кто может прийти на этот мастер-класс?
-Жестких требований изначально мы не предоставляем, так как формат нашего мастер-класса рассчитан на привлечение людей не только воцерковленных. Все желающие и заинтересованные люди могут прийти и попробовать. А упражнения в посте и молитве – это индивидуальные занятия, которые осуществляются после благословения священника.
-Расскажите о школе иконописи, которую вы закончили?
-Иконописью занимаюсь с 2006 года, после того как владыка Игнатий пригласил на Камчатку мастеров из Костромы. В дальнейшем продолжал обучение в иконописных школах Москвы, Костромы, Рязани.
-Речь идет о школе «Просопон»? Как вы относитесь к их теоретическим обоснованиям труда иконописца?
- Икона символична сама по себе. Они для того, чтобы не только копировать, но и осмысленно писать икону, находят свидетельства из Библии, а также в поучениях святых отцов. Теорию и философию они пытаются увязать с практикой написания икон. Пока это сырой материал, он находится на стадии обработки, и возможно, сомнительно выглядит. Человеку присуще увлекаться и мудрствовать, но я думаю от истины это тоже не далеко. Человек должен осознанно писать икону.
-Как на ваш взгляд, канон ограничивает или сковывает художника-иконописца?
- Канон не столько ограничивает, сколько дает направление, предупреждение. Он, как знаки на дороге, соблюдая которые - безболезненно достигнешь цели.
-А если человек отступает от канона?
-Дух творит себе форму. Сообразно внутреннему устроению человека получается и изображение. Не зря иконопись называют «богословием в красках».
Иконопись не сводится к ремеслу и определенному технологическому процессу. Иконопись именуют "богословием в красках", в силу того, что иконописная техника является средством выражения и воплощения богословского учения Церкви видимым образом. Поэтому иконописец, помимо художественного мастерства, должен обладать богословскими знаниями, чтобы написанная им икона выражала не субъективное "видение" явления, а объективное учение Церкви. Чтобы икона стала тем священным образом, который способствует молитвенному общению с изображенным.