День Победы, или неоконченная война…
Юлия Шутова (Информационный отдел Хабаровской епархии).09.05.2012
Весенний ветер, протискиваясь между колонами демонстрантов «за мир и труд», плавно перелистывает календарь, останавливаясь на цифре девять того же месяца мая. День, когда все мы отмечаем Великую Победу нашего народа над фашисткой Германией.
Одно из воспоминаний детства: забраться на шею к папе, чтобы, возвышаясь над головами огромного количества людей, рассматривая парад, отчаянно кричать «ура» в унисон общенародному ликованию… Понимала ли я, что именно мы празднуем? Смутное ощущение, основанное на рассказах родных, вызывало радость, трепет, наивную детскую гордость.
Нам сейчас трудно, но еще возможно представить, как праздновался первый День Победы: радость, слезы, единение. 9 мая в Москве был дан Салют Победы, самый масштабный в истории СССР: из тысячи орудий было дано тридцать залпов. Парад завершился маршем 200 знаменосцев, бросавших знамёна побеждённых немецких войск на помост у подножия Мавзолея. Праздник был объявлен выходным днем, правда, всего лишь на пару лет: в 1947 году, выходной отменили, нужно было восстанавливать разрушенное войной хозяйство. И только в 1965 году 9 мая вновь стал выходным днем, скорее по политическим, нежели каким-либо еще представлениям. Героизм, «священная война», патриотизм – все это еще имеет значение для людей, трогает их сердца, способно стать основой некого государственного праздника.
Так почему же столько лет «праздничного забвения»? Почему так произошло? Разве поколение, еще так остро ощущавшее запах пороха и смерти в фашистских лагерях не считало этот день избавления праздничным? Скорее всего, для них – это было не воспоминание, а все еще часть жизни. Той жизни, которую они не жалели, чтобы Победа стала возможной. Они, как могли, восстанавливали страну, которая, получив жестокий удар, все же выстояла. Им, героям, не было никакого дела до политических расчетов, называемых у нас сейчас «пиаром»: к предвыборным кампаниям, к митингам, лозунгам, сменам политического строя. Их, участников ВОВ, возили (и возят по сей день) с собой «на показ» в своих целях, они же использовали любую возможность, чтобы рассказать о том, как не повторить страшные уроки прошлого. Но все же, «политизированный патриотизм» не мог вытеснить осознание истинного героизма в сердцах и душах народа. Для тысяч и тысяч людей этот день остается символом Победы: правды над ложью, человечности над фашизмом, любви над ненавистью, жизни над смертью!
Сегодня, конечно, память о великом подвиге народа, сражавшегося за «мирное небо над головой», как может, поддерживается в умах и сердцах современников: особенно подрастающего поколения. Ведь печальная статистика уровня знаний нынешней молодежи вызывает недоумение: казалось бы, обилие фильмов и передач на военную тему в пред и постпраздничный периоды, встречи с ветеранами, акции наподобие «Георгиевской ленточки» или детских рисунков и рассказов на военную тематику способствуют тому, что День Великой Победы не должен быть забыт. Особенно сейчас, когда Победу пытаются сделать чьей-то «национальной», когда «Майн кампф» поразительным образом стала популярной книгой в стране, где каждая семья пострадала от гитлеровского фашистского режима, когда американские тинэйджеры, и не только они, всерьез полагают, что Вторую мировую выиграла их держава… Как совмещается в нас, носящих «георгиевские ленточки» на груди (а, иногда, даже на собаках!) это чувство патриотизма с абсолютной безграмотностью, когда 90% учащихся школ и вузов затрудняются ответить на самые элементарные вопросы по ВОВ. Что празднуем мы 9го мая? Очередной выходной в череде весеннего отдыха, позволяющего, к примеру, съездить на дачу для посадки семенного картофеля, или собрать компанию у костра или мангала, или, потягивая пиво, смотреть на парад на центральной площади города, непременно оставив бутылку или банку на газоне. Или это праздник, возможный ценой жизни миллионов: и офицеров, и рядовых, и женщин, и детей. Это праздник Тани Савичевой, умершей от голода при блокаде Ленинграда, робко выводившей в дневнике: «Савичевы умерли. Умерли все». Зины Портновой, которой фашисты выкололи глаза и расстреляли после зверских мучений. Список можно продолжать… Это сверстники тех школьников, которые знают о голливудских героях больше, чем о тех, ценой жизни которых они живут. Это сотни тысяч безымянных солдат, павших по лесам, болотам, полям сражений, замученных, расстрелянных, повешенных. И будем ли праздновать этот праздник лет через 50, когда непосредственные участники военных действий уже уйдут из этого мира? Этот тревожащий душу вопрос я задала порядка ста двадцати знакомым, коллегам и друзьям, в надежде на то, что они развенчают мои сомнения. 85 процентов опрошенных с сожалением констатировали тот факт, что праздник, скорее всего, предадут забвению, как иные исторические военные даты. Единственное, на что уповают «мои респонденты», так это на то, что этот праздник будет продолжать культивироваться в семьях, где, как известно, обязательно найдется свои герой ВОВ, который хоть на минутку, но приблизил тот день в первой половине мая, когда небо озаряется праздничным салютом в честь Победы. Когда сотни малышей, крепко обхватив папу за шею, будут радостно кричать «ура» в унисон общенародному ликованию, понимая, что они празднуют. А сейчас, и те, кто живы, и те, кто пали, кажется, продолжают вести уже незримый бой за память и души наши, чтобы, помня о страшных годах войны, ценить и приумножать то, что кажется таким привычным и обыденным – мир, любовь, жизнь. «Смертный бой идет кровавый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле»…