Что такое церковная община?
20.12.2011
По благословению митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия в Приамурской митрополии началась активизация жизни общин на приходах. Во многих храмах появилась возможность либо получить помощь, либо - ее оказывать: для этого созданы различные направления деятельности прихожан - социальное, медицинское, миссионерско-катехизаторское и многие другие. Предлагаем вашему вниманию статью из блога храма Святителя Иннокентия Иркутского города Хабаровска.
«Церковная община» – это словосочетание, несущее для современных, даже регулярно посещающих храм людей, какой-то абстрактный смысл. Слово община, видимо, означает, что людей объединяет что-то общее. Слово «церковная» логично подразумевает, что это «что-то» связано с духовной жизнью в храме.
Любой батюшка и более или менее воцерковленный человек сразу же мне скажет, что сутью церковной жизни является Таинство Евхаристии (Причастие), что именно вокруг Чаши мы сплачиваемся и становимся клеточками одного организма. То есть, церковная община – это православные христиане, посещающие один храм, регулярно участвующие в богослужениях, приступающие к церковным Таинствам, главным из которых является Причастие.
И это определение правильно, но… Мы приходим в храм, здороваемся со знакомыми, подаем записки на молебны и Литургии, ставим свечи, мы каемся на исповеди в своих грехах, складывая крестообразно руки на груди, друг за другом идем к Чаше с Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, причащаемся, получаем прощение грехов, благодатную легкость и радость на душе и… быстро прощаемся со знакомыми и, еще быстрее убегаем из храма по своим домашним делам… И так каждое воскресение.
А что мы знаем про мужчину, который стоит рядом с нами и сегодня почему-то беспокойно озирается по сторонам? Явно, что его мысли далеки сейчас от молитвы. Или вон та женщина, да-да, она, почему она уже не в первый раз горько и безутешно плачет на исповеди? Или вот этот небрежно одетый подросток, который… и таких примеров великое множество. Часто, большинство наших переживаний и расстройств вызваны житейскими неурядицами, и при этом мы даже не подозреваем, что рядом с нами сейчас в храме стоит человек, способный нашу проблему легко и просто разрешить. Но как это узнать, как завязать общение? Что может объединить и сплотить людей вне храма, чтобы они не терялись в огромном мире, даже за церковной оградой чувствуя заботу и поддержку, помнили, что они не одни?
Кроме совместной молитвы, таким объединяющим началом для людей всегда была какая-либо работа. Не знаю, как при прочих, а при нашем храме разных полезных дел можно найти на несколько веков вперед, было бы желание, точнее, были бы желающие помогать и что-то делать. Вот тут я и вернусь к словосочетанию «церковная община», которое получило новый смысл, а точнее, я в двух словах расскажу, как на нашем приходе начали возникать маленькие храмовые общинки – группы прихожан, объединенных кроме всего вышеназванного еще и общими добрыми делами.
А началось все с двух простых тетрадок, которые мы положили в храме. В одну из них записывались желающие «просить», а в другую – хотящие «творить» добро, таким образом, мы сразу узнали и нужды наших прихожан и людей, готовых им посильно помочь. Для последних тетрадку сразу разбили по разделам, чтобы прихожане сами могли выбрать, ближе им социальное служение, или участие в работе воскресной школы, или помощь при храме, или, может, они предложат что-то свое.
Так же батюшки после воскресных проповедей рассказывали про создаваемые общины при храме. Когда обе тетрадки были наполовину исписаны, мы во главе с настоятелем провели общее приходское собрание, на котором в форме диалога обсудили, какие общины сейчас актуально создать, чем они будут заниматься, и кто их будет возглавлять.
Таким образом, у нас появились группа «Молитва», как видно из названия, ответственная за молитвенное правило в каждой общине, миссионерско-катехизаторская группа «Просветитель», община «Авто», которая во всю уже оказывает транспортную помощь, помогая немощным и больным прихожанам добираться до храма. Много желающих записалось в социальный отдел «Самарянин», который еще предстоит разделить по разным направлениям, возникла группа «Досуг», которая занимается организацией отдыха, а сейчас ведет активную подготовку к Рождеству, появились общины «Юрист», «Иннокентьевский вестник» и еще несколько. Некоторые из них уже ведут активную работу, какие-то только-только к ней приступают.
Пусть наших общин-групп пока не так уж и много, пусть все еще только-только начинает зарождаться – начало положено, и это уже немало. Как сказал один батюшка: «В мире много добрых людей, мало – неравнодушных». То, что люди подхватили инициативу создания таких маленьких общин, говорит о том, что у нас в храме прихожан, небезразличных к судьбам других людей все же очень и очень немало.
Вера без дел, как известно, мертва, и Господь не требует от нас героических усилий и непосильных жертв, Он просит просто оглянуться и заметить нужду своего ближнего, стоящего рядом с тобой и нуждающегося в твоей помощи и поддержке. «Истинно говорю вам: так, как вы сделали это одному из братьев сих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40).