Хабаровск православный Журнал Четыре архипастыря Приамурской митрополии совершили Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе

Четыре архипастыря Приамурской митрополии совершили Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе

Информационный отдел Хабаровской епархии. Фото: Игорь Онучин

21.05.2018

20 мая 2018 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир в сослужении архиереев Приамурской митрополии совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Хабаровска.

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Амурский и Чегдомынский Николай, епископ Ванинский и Переяславский Савватий, викарий Хабаровской епархии епископ Николаевский Аристарх, духовенство Хабаровской епархии.

Богослужебные песнопения исполнил хор Спасо-Преображенского кафедрального собора под управлением регента Анны Зайцевой.

За богослужением молились настоятельница женского монастыря святых первоверховных апостолов Петра и Павла села Петропавловка игумения Антония (Кочубей) с сестрами обители.

Богослужение этого дня связано с I Вселенским Собором 325 года, состоявшимся в Никее при императоре Константине Великом. Созван Собор был против лжеучения александрийского священника Ария.

По окончании богослужения митрополит Владимир обратился с проповедью к верующим.

— Сегодня за Божественной литургией мы слышали отрывок из книги деяний святых апостолов, повествующий нам о том, как апостол Павел, будучи в Мелите перед путешествием в Ефес, обращался к живущим там христианам, которых он назидал три года. За это время сложилась крепкая христианская община. Апостол Павел говорит, что по его отшествии «стадо словесное» — общину верующих во Христа людей, начнут посещать «волки хищные» — лжеучителя, ерисиархи, которые будут учить народ превратно, стремясь отвратить от истины христиан. Сам Христос Спаситель называл христиан стадом словесным, не стадом животных, не способных воспринимать глас, обращенный к ним, но стадом словесным указывая, что пастырем добрым, который забоится о своем стаде, является Он Сам. Святая Церковь предлагает именно этот отрывок из книги деяний, потому что неоднократно в последующей истории Церкви, волки хищные хотели разорвать этот хитон Христов, вносили разделение, увлекали своими несмысленными учениями сотни тысяч христиан. Именно поэтому этот отрывок читается в день празднования памяти святых отцов IВселенского собора. В период с начала IVвека и по конец VIIIстолетия были и другие шесть Соборов, потому что на протяжении нескольких веков ереси сотрясали единство Христовой Церкви. Именовались они Вселенскими, потому что вся вселенная, просвещенная словом истины Христовой, — все епископы, многие пресвитеры и даже диаконы сходились из своих церковных приделов, чтобы дать оценку тому или иному лжеучению. — Рассказал владыка Владимир.

— I Вселенский собор, прошедший в Никеи в 325 году, должен был рассмотреть и обличить ересь пресвитера Ария. В 313 году Церковь благодаря эдикту, подписанному императором Константином, спустя три века гонений и притеснений, получила свободу. Однако вместе со свободой христианского вероисповедания возникают и лжеучения. Одним из лжеучителей явился пресвитер александрийский Арий, который начал на основе философских умопостроений по-новому учить о Втором Лице Святой Троицы, говоря, что Христос Спаситель является вторым после Бога Отца. Это учение разрушало веру Церкви в единство Святой Троицы. Пресвитер Арий имел благочестивый и смиренный вид, его слова проникали в душу и сердце христиан, тем самым он уловлял многие сотни верующих во Христа людей. Арий не отказался от своего лжеучения и после того, как оно было опровергнуто соборным разумом. Однако 318 отцов, собравшихся в Никеи, которые сами пострадали за веру в годы гонений, окончательно низложили ересь Ария и зафиксировали православное учение, относящееся ко Второму Лицу Святой Троицы, — то самое, которое мы сегодня поем и читаем в Символе веры. Отцы Собора указывали на единую сущность Бога Отца и Бога Сына, и соборным разумом были приняты такие формулировки, которые сохраняют в чистоте учение о Сыне Божием и Сыне человеческом. Но Арий не послушался этих соборных определений и в последующие годы практически вся империя была заражена арианством. Эта ересь при поддержке государственной власти распростилась до немыслимых пределов. Позже она все же была повержена, но это не означает, что те внешне правильные идеи, основанные на философских умопостроениях, прекратили свое существование — они в любой момент могут вновь появится, потому что человек стремится сделать более понятным для себя учение о Святой Троице. Ведь так сложно понять то, что противоречит человеческим законам — разве можно объяснить Троическое Триединство, когда Бог един, но троичен в лицах? Человек пытается проникнуть в то, что для него сокровенно и непостижимо. Так было и так будет. Но мы, дорогие братья и сестры, должны неповрежденным сохранять учение Христово. Мы являемся православными — правильно славящими Бога — и в этом уникальность нашей веры. Мы знаем, что учение, которое исповедует Церковь и о Господе Иисусе Христе и о Святой Троице, — все это Бог положил во Своей власти и открыл людям. Это не придумано святыми отцами, не открыто апостолами: Господь Бог возвещал о Себе еще в Ветхом Завете народу израильскому, и в Новом Завете Он открывает о Себе Самом через слова Господа Иисуса Христа, запечатленные в Евангелии. — Подчеркнул архипастырь.

По окончании богослужения глава Приамурской митрополии с сослужащими архиереями и духовенством возглавил общегородской крестный ход, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.


Смотрите фоторепортаж


Новости, Митрополит, Приходы